Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Платное образование: вопросов больше, чем ответов - ЭиВ N 17 (454)
ОБРАЗОВАНИЕ
Платное образование: вопросов больше, чем ответов
No. 17 (454) 12.05.2003
Владимир ХОЗИКОВ
С тем, что обучение в вузах рано или поздно станет платным, многие уже постепенно смирились. При этом ряд конкретных вопросов остается открытым: сколько, в какой форме, на каких условиях и когда придется платить студентам? Какие гарантии они будут получать, и будут ли вообще эти гарантии? Прояснить эти вопросы мы попросили председателя Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга Александра Дмитриевича Викторова



- Тенденции к увеличению доли платного образования, безусловно, есть. Хотя количество бюджетных мест в вузах по России в целом не уменьшается, а в Петербурге даже увеличивается. К примеру, в этом году на бюджетные места в вузы Петербурга будут приняты около 28 тысяч абитуриентов. Это все в рамках законодательно закрепленного в стране норматива: 170 студентов за счет бюджета на 10 тысяч населения.

Одновременно увеличивается прием и на контрактные, то есть платные, места в государственные высшие учебные заведения и в негосударственные вузы.

- Уже не первый год идут разговоры о том, что правительство разрабатывает план перевода высшего образования на платную основу с использованием так называемых государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), которые будет получать каждый выпускник средней школы. Случится ли это когда-нибудь?

- Идею ГИФО я вообще не разделяю, в ней много неясных вопросов. Как планируется, ГИФО должны разделяться на пять ценовых категорий, в зависимости от полученных обладателем оценок. Цифры я называть не буду, поскольку они до конца не определены, но последняя `стоимость` ГИФО, которая фигурирует, за максимально хорошие баллы - 12 тыс. руб. в год.

- При этом стоимость платного обучения на самых престижных факультетах сегодня достигает 100 тыс. руб. в год...

- Да, это рыночная стоимость. Можно отталкиваться и от других параметров. Министерство образования год назад выдало неплохой, с моей точки зрения, документ под названием `Параметры экономической устойчивости вуза`. Там рассчитана себестоимость подготовки специалиста в зависимости от специальности. Самая дешевая - та, которая требует минимальных затрат: около $2 тыс. в год, причем сюда не входит стипендия. Максимальная - $5 тыс. Для сравнения: государство сегодня свои бюджетные места финансирует в размере от $500 до $700. То есть вузы недополучают даже по минимальному размеру себестоимости подготовки, как минимум, в 3 раза.

- И как же тогда быть с ГИФО, если их максимальная стоимость определяется в 12 тыс. руб., то есть в $400? Какой тогда смысл?

- Вот поэтому мне и не хотелось бы сейчас обсуждать ГИФО, поскольку с ними много неясностей. Все-таки ГИФО, если их введут, должны отражать реальную стоимость подготовки. Но сейчас четко можно сказать: на сегодня подготовка специалистов за государственный счет для вузов убыточна.

- Судя по цифрам, которые вы привели, она убыточна даже по коммерческим расценкам, поскольку самая большая в вузах плата - $3 тыс. в год, а средняя - $1,5-2 тыс. То есть даже коммерческое образование сегодня не дает вузу возможности нормально существовать?

- Государственному вузу - да. А негосударственные вузы не могут устанавливать плату ниже себестоимости, но они предлагают в основном обучение по специальностям, не требующим больших материальных затрат. К тому же есть большое количество вузов, особенно филиалов, которые предлагают цену и в $500. Это - торговля дипломами. Размер стоимости на самом деле - это четкий индикатор, по которому можно определить, дают в вузе знания или предлагают студентам просто `отбывать номер`, отсидеться от армии и получить диплом.

Подводя черту, можно сказать совершенно четко, что система образования в России пока вне экономических законов.

- Значит, за все эти 13-14 лет, что ведется разговор о реформе образования, так никаких рецептов и не нашли?

- Рецепты есть, просто надо все привести в соответствие. Но, с одной стороны, у государства нет денег, чтобы обеспечивать оплату подготовки специалистов, с другой - нет денег у населения. Ведь те вузы, что работают на коммерческой основе, ориентированы на довольно тонкий слой населения, который может платить. Это уже социальная проблема.

- Значит, на сегодня не предложено решение проблемы, которое могло бы быть комплексным, экономико-социальным?!

- Предложений-то много, но они все требуют увеличения расходов государства на образование. И это правильно.

- Что ж, для решения любой проблемы нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги.

- Деньги и мозги. Кстати, это еще одна важнейшая проблема - преподавательские кадры. У нас катастрофическая ситуация в стране с кадрами. Старение преподавателей, уменьшение числа кандидатов и докторов в вузах - это реальность. Мы отслеживаем эту динамику, стараемся на уровне города путем поддержки грантами молодых преподавателей поощрять, но все же это не решение проблемы, поскольку основная нагрузка по оплате труда преподавателя должна быть отнесена на федеральный бюджет.

В таких городах, как Петербург, являющихся донорами, ситуация с преподавателями складывается особенно тяжелая, поскольку развитие экономики в целом опережает развитие системы образования. Например, по итогам 2002 года средняя зарплата в городе 5500 руб., средняя зарплата в промышленности - 10000-12000 руб., прожиточный минимум на первый квартал 2003 года для работающих - 2800 руб.

А зарплата, включая все надбавки, у преподавателя со степенью доктора наук максимум 4500, у доцента - 3800, у ассистента - 2500, то есть ассистент получает ниже прожиточного минимума. Поэтому они работают по совместительству. У нас 25% профессоров и докторов наук в вузах - совместители.

- Это еще не много при такой-то ситуации.

- На самом деле много. Если еще учесть средний возраст преподавателей, окажется, что у нас нет резерва.

- Некоторое время назад заговорили, что промышленность, бизнес, которым все больше необходимы специалисты, могут найти преподавателей из своей среды.

- Из промышленности в преподаватели мало кто идет, наоборот, есть обратный отток. Уже не `утечка мозгов` на Запад, а внутренняя миграция.

- Не могу говорить обо всех вузах, но вот, например, в практике Института точной механики и оптики есть такой пример: выпускники и специалисты, связанные с вузом общими интересами, сталкиваясь с тем, что нет молодых сотрудников, создают лаборатории и начинают сами готовить студентов.

- Это да. Вот только по отдельным направлениям. В информационных технологиях, если ты сам не возьмешь молодых и не будешь с ними работать, то и вуз уже их не подготовит.

- Но за последнее время в Петербурге несколько отраслей демонстрируют рост: машиностроение, судостроение, строительство, пищевая промышленность, а примеров сотрудничества с вузами, как я понимаю, нет?

- Машиностроители, корпорация `Силовые машины`, сейчас стали очень активно работать с училищами, техникумами, вузами в плане подготовки кадров: не хватает специалистов всех уровней. Вообще дефицит в промышленности Петербурга - 80 тысяч сотрудников, около 60 тысяч рабочих и 20 тысяч - специалистов со средним специальным и высшим образованием.

Молодежь тяжело идет работать даже на 10-12 тыс. руб. Отчасти и привычки уже нет, преемственность нарушена. С другой стороны, в городе не так много безработных, значит, молодежь находит себе место.

Давайте еще вот что учтем: вся система образования в СССР выстраивалась под комплексное решение задач промышленности и науки. Сейчас это называется `кластерами` - научно-промышленными кластерами. На примере Петербурга возьмем оптику - связка ЛОМО -ЛИТМО - ГОИ. Судостроение: несколько верфей - несколько НИИ - и вуз, Морской технический университет, бывшая `Корабелка`. Другой вопрос, что есть уже отрасли, практически полностью приватизированные, и вопрос в том, надо ли за государственный счет готовить для них специалистов?

- Вопрос, как я понимаю, пока без четкого ответа. Хорошо, тогда зайдем с другой стороны: городской заказ на специалистов, о котором тоже много разговоров. Эта идея как-то развивается?

- Городского заказа как такового практически нет, поскольку нужды в нем не было. До сих пор отрасли Петербурга получали специалистов за счет госбюджета. И с точки зрения бюджета города так и надо делать. Мы и так помогаем вузам через гранты и стипендии.

Но сейчас начали продумывать вариант на уровне закона Петербурга городских возвратных субсидий для таких `проблемных` специальностей, как педагоги, работники здравоохранения: у нас есть с ними трудности. 15% выпускников Педагогического университета имени А. И. Герцена идут работать в школы, а потребность в специалистах гораздо больше.

Суть в том, что студент сможет получить от города субсидию на обучение, необязательно на платном отделении - если он поступил на бюджетное, значит, деньги от субсидии будут ему как стипендия, только большая, но за это он будет должен три года отработать.

- За ту зарплату, которую ему предложат?

- Да. А если не захочет - значит, субсидию будет должен вернуть.

- На каком уровне находится проработка этого вопроса?

- Проведена аналитическая работа, надо готовить проект закона. Возможно, в 2004 году он будет введен.

- А как будет определяться, какой студент обучается по традиционной схеме, какой - по новой?

- На добровольной основе. Нам важно поддержать в первую очередь тех, кто по призванию хочет быть врачом и учителем, это не чисто коммерческое начинание.

- Относительно недавнее разделение страны на федеральные округа принесло какие-либо изменения для высшей школы в плане координации усилий с регионами, распределения заказов?

- В перспективе, наверное, да. У нас создан совет ректоров Северо-Западного федерального округа, периодически он собирается, ректоры обмениваются мнениями... Пока ведь у федерального округа нет ресурсов для решения тех или иных задач, поэтому речь идет о взаимодействии, координации.

А перспектива взаимодействия субъектов Федерации в рамках округа есть. У нас довольно однородный рынок труда, примерно одинаковы образовательный уровень населения и потребности в образовании, хотя Петербург, конечно, выделяется: 40% студентов - иногородние, в основном это жители Северо-Запада РФ. Так что общие задачи есть, их надо координировать.

Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru