Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Порты РФ теряют конкурентоспособность - ЭиВ N 17 (454)
ТРАНСПОРТ
Порты РФ теряют конкурентоспособность
No. 17 (454) 12.05.2003
Александр ВОЕВОДИН
В Министерстве транспорта РФ обеспокоены тарифной политикой российских железных дорог: сквозные цены на перевозку грузов до ряда отечественных морских терминалов на некоторых маршрутах оказываются менее привлекательными, чем до портов стран Балтии. А ведь еще недавно все было наоборот...



Шутку с российскими портовиками сыграло укрепление рубля по отношению к другим иностранным валютам. Международные тарифы на перевозки по стальным магистралям, которые применяют, когда грузы следуют через сухопутные погранпереходы, привязаны к швейцарскому франку. А до отечественных морских терминалов товары доставляют по рельсам по внутренним расценкам: ведь вагоны разгружают на российской территории.

Все привыкли, что внутренние расценки в РФ ниже международных, потому что, по традиции, рубль постоянно дешевел по отношению к западной валюте. Поэтому международные железнодорожные тарифы уже давно не пересматривали. А внутренние расценки на стальных магистралях постоянно подтягивали вслед за инфляцией и корректировали с учетом динамики роста отпускных цен в отечественной промышленности.

Однако в последнее время из-за укрепления рубля международные железнодорожные тарифы практически застыли на одном уровне. В результате в 2003 году грузовладельцы с удивлением обнаружили, что везти товары на экспорт через российские морские терминалы становится менее привлекательно, чем через порты стран Балтии.

Это вынуждает отечественных экспортеров вновь пересматривать логистические цепочки. Например, экспедиторская компания `Фосагротранс` (дочерняя структура ОАО `Фосагро`) договорилась с МПС России о закупке новых специализированных вагонов нового поколения для доставки навалочных грузов.

Организовали отправку поездов самым экономичным способом - закольцованными маршрутами. При этом на Октябрьской железной дороге `Фосагротрансу` помогли составить расписание отправок так, что простои подвижного состава свели к минимуму, а вагонооборот увеличили, в частности благодаря ускорению ремонта вагонов и улучшению сервиса.

В `Фосагротрансе` появились программы инвестиций в инфраструктуру Кандалакшского морского торгового порта, через который стали перевозить более четверти от всех экспортных отправок через морские терминалы ОАО `Фосагро`.

Теперь оказалось, что железнодорожные цены на транспортировку апатитового концентрата в Кандалакшу выросли в 2003 году на $2 за тонну. А тариф на перевозки через эстонский порт Мууга грузов в Западную Европу остался неизменным. И подобные изменения в тарифной политике произошли в то самое время (январь - март), когда объемы отгрузки апатитового концентрата на экспорт максимальны.

Вдобавок в Министерстве путей сообщения России отменили спецставки на Кандалакшский порт. Сегодня перевозка 1 тонны кузбасского угля до границ с Эстонией составляет $12,5, а до Кандалакши - $13,5, в то время как до отмены спецставок она была $12.

В аналогичном положении и портовики Мурманска: доставка угля из Кузбасса в порты Эстонии по российской железной дороге стоит $12,5 за тонну, а на Мурманск тариф около $13.

Аналогично снижается конкурентоспособность и других морских портов Северо-Запада РФ: Петербурга, Выборга, Архангельска. Если подобная тенденция сохранится, то в МПС РФ всех их поставят в невыгодное положение по сравнению с портами стран Балтии.

Понятно, что такую позицию МПС поддерживают некоторые грузовладельцы. Ведь если стало невыгодно по ряду причин отправлять на экспорт грузы через отечественные терминалы, то для них весьма кстати снижение железнодорожных тарифов на порты стран Балтии.

Неудивительно, что и на сухопутных железнодорожных погранпереходах при таких ощутимых колебаниях цен на доставки товаров по стальным магистралям стали возникать заторы от скопления вагонов.

Очевидно, тарифная политика российских железных дорог нуждается в совершенствовании. Необходим постоянный мониторинг за тем, чтобы интересы отдельных железнодорожных руководителей в Москве не расходились со стратегией развития национальной транспортной системы, выработанной в Правительстве РФ. Ведь там ясно дали понять, что забота о безопасности страны заставляет Россию переключить, по крайней мере, 70% экспортно-импортных грузопотоков.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru