Уставный суд Петербурга признал незаконным действие статьи закона `О бюджете на 2003 год`, предусматривающей перемещение средств между главными распорядителями. Дело рассматривалось по запросу группы депутатов Законодательного собрания города
По решению Уставного суда все перемещения бюджетных средств, которые осуществлялись согласно ст. 20 (п. 2, 4, 5) закона `О бюджете на 2003 год`, квалифицированы как незаконные. Речь идет о тех перераспределениях денег городской казны, которые проводились как самим Комитетом финансов администрации, так и его отраслевыми комитетами.
По ст. 20 переводы по суммам не ограничивались. Существовал только регламент по направлениям. Так, допускались корректировки по кредиторской задолженности, по зарплате работникам бюджетной сферы, по резервному фонду администрации.
Нашумевшее распоряжение губернатора N 316-р, по которому функции распределения средств от отраслевых комитетов были переданы в территориальные управления, Уставным судом не рассматривалось, потому что вопрос, по словам советника зампредседателя суда Дмитрия Ильина, не входил в его компетенцию. `Дела такого рода слушают в судах общей юрисдикции`, - отметил он.
Незаконные перемещения средств по статье 20 были подтверждены итогами проверок Контрольно-счетной палаты ЗС Петербурга. КСП представила данные за три последних года. Выступая на заседании суда, председатель КСП Дмитрий Буренин сказал, что это были выборочные проверки, видимо, намекая на то, что примеров могло быть и больше.
Приглашенные в качестве свидетелей руководители отраслевых комитетов подтвердили в большинстве случаев факты перевода средств. Так, 21 млн руб., предназначенных для повышения оплаты труда работников образования, был перемещен в резервный фонд губернатора (фонд формируется за счет 1% доходной части бюджета); а 50 млн руб., выделенных на выплату компенсаций по случаю рождения ребенка, из Комитета по труду и социальной защите ушли на содержание жилого фонда.
Как выяснилось в ходе слушания дела, Комитет финансов превысил полномочия, взяв на себя функции распределения всех средств, выделяемых на повышение зарплаты бюджетникам, хотя ими должны распоряжаться отраслевые комитеты. Суд не принял во внимание объяснение председателя КФ Виктора Кротова, который сослался на то, что повышение, как правило, идет поэтапно в течение года и зависит от изменений федеральной тарифной сетки. А она, по словам В. Кротова, в прошлом году появилась после принятия бюджета на 2003 год.
По мнению зампредседателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Игоря Артемьева (он был приглашен на суд в качестве эксперта), КФ допустил ошибки в трактовке законодательства.
- Думаю, здесь нет злого умысла, просто совершена ошибка, вызванная незнанием Бюджетного кодекса РФ. Тем не менее таких серьезных проколов у наших финансистов давно не наблюдалось, - считает депутат.
Решение Уставного суда уже вступило в силу. Между тем суд пошел навстречу администрации, отсрочив действие п. 2 статьи 20 (он непосредственно касается перемещения средств между главными распорядителями) на три месяца. За это время Комитету финансов предстоит подготовить законопроект с поправками к действующему бюджету, затем внести его в Собрание. Только потом он попадет на стол к губернатору.
В Комитете финансов считают, что бюджет понесет существенные потери. `Мы не сможем провести реструктуризацию долгов перед монополистами, повысить зарплату бюджетникам, пополнить резервный фонд, то есть оперативно отреагировать на экстренную ситуацию в городе`, - сказал В. Кротов.
Выступавшие на суде депутаты отмечали, что практика занижения доходной части бюджета существует давно. А это приводит к скоплению в конце года на счетах коммерческих банков остатков. Речь идет о банках, обслуживающих бюджет.
На 01.03.2003, по данным КСП, остатки составили около 5 млрд руб. В Комитете финансов, правда, считают, что сумма завышена и равна 3,7 млрд руб. Как полагают оппоненты КФ, с учетом этих накоплений бюджет почти ничего не потеряет в результате корректировки, которая продиктована решением Уставного суда.
На заседаниях Уставного суда неоднократно высказывалось мнение, что и Бюджетный кодекс РФ не является верхом совершенства. По словам представителя юридического аппарата КФ, в Бюджетном кодексе четко регламентирован порядок принятия и исполнения федерального бюджета, а в отношении субъектов говорится, что порядок устанавливается самостоятельно.
Решение Уставного суда можно обжаловать только в Конституционном суде РФ. Если он его опротестует, то петербургский суд будет рассматривать дело повторно. Пока Комитет финансов не дает никаких комментариев по поводу своих дальнейших шагов.
|