Технологией Wi-Fi (Wireless Fidelity - надежный беспроводный доступ) занялись практически все ведущие технологические корпорации и провайдеры. В США и странах Европы пункты беспроводного доступа в Интернет установлены в отелях и крупных супермаркетах, аэропортах и даже на борту самолетов
А ведь еще в июле 2002 года во всей Западной Европе насчитывалось не более 800 коммерческих зон беспроводного доступа, из которых 95% были сосредоточены в Скандинавии (600 зон), Австрии и Швейцарии. Сегодня их количество увеличилось в два с лишним раза.
По прогнозам аналитиков IDC, к 2005 году в мире появится около 120 тыс. точек Wi-Fi доступа. По данным компании Dataquest, только в Европе в начале 2007 года их будет около 35 тысяч. Прогнозируется, что к тому времени появится около 11 миллионов пользователей хот-спотов, а их оборот в 2003 году может составить $2,8 млрд.
В России зоны беспроводного широкополосного доступа в Интернет (хот-споты) Wi-Fi только развертываются. Первыми за внедрение новинки взялись в Москве. Скоростной доступ через сотовые каналы базовых станций Cisco Aironet позволяет клиентам отелей сети `Марриотт` подключаться к Интернету там, где им удобно, - зона связи охватывает каждую из гостиниц.
Единственное, что придется носить с собой обязательно, - ноутбук с РС-адаптером (радиомодемом). В этом - основная проблема: со старых моделей переносных компьютеров к сетям подключиться сложно. У них может не оказаться соответствующего порта.
Эта же причина, между прочим, сдерживает сбыт целого ряда новых переносных устройств к компьютерам: переходник-контроллер для старой `персоналки` может оказаться дороже, чем сама новинка. А рынок современных ноутбуков в России ограничен. Машины стоят дорого. Стандарты же быстро меняются. Выпускаются все новые периферийные новинки. Хочешь ими пользоваться, периодически меняй ноутбук. Такие развлечения по карману только богатым...
Тем не менее в московской компании `Таском` объявили, что к концу 2003 года хотят создать в столице 75 хот-спотов, а к 2006 году довести их число до 400. Еще 47 зон создает в столице компаний Art Communications: 30 - в кафе, 17 - в гостиницах, пансионатах и клубах. Аналогичные планы и у оператора сотовой связи `ВымпелКом`, где нацелились на аэропорты, гостиницы и бизнес-центры.
В Петербурге грозят
опередить москвичей
В Петербурге строительством беспроводных сетей по технологии Wi-Fi занялись два провайдера - `Комсет` и `Квантум`. Первый хот-спот `Комсета` - в кофейне Black & White (Васильевский остров). Он поддерживает два стандарта Wi-Fi с диапазонами частот 2,4 ГГц и 5,2 ГГц.
Второй диапазон выбран не случайно: в Петербурге в диапазоне 2,4 ГГц уже работает оборудование радиодоступа ряда петербургских операторов (BCL, `ПетерСтар`, `Метроком`, `Квантум`). И с этим при выборе мест для хот-спотов провайдеру придется считаться.
К 300-летию Петербурга `Комсет` планирует организовать десяток точек публичного доступа. К концу 2003 года в людных местах города появится 140 хот-спотов (в гостиницах, на вокзалах и в бизнес-центрах).
В дальнейшем сеть покроет не только Петербург, но и его пригороды. Инвестиции в 2003 году `Комсета` в Wi-Fi-сеть оцениваются примерно в $1 млн.
Проект не смог бы развиваться без технической поддержки компании Intel, которая продвигает в России свою технологию Centrino - микропроцессорные платы для мобильных компьютеров со встроенной системой беспроводного доступа к Wi-Fi. Взамен `Комсет` обязался в местах расположения хот-спотов и на Интернет-картах радиодоступа размещать бесплатную рекламу с логотипами Intel Inside и Centrino.
С какого оборудования смогут выходить в Интернет пользователи хот-спотов? Не исключено, что они будут вынуждены брать в аренду РС-адаптеры, ноутбуки или мини-компьютеры, поддерживающие технологию Wi-Fi. Тут пока нет ясности.
Но ведь первому встречному такую технику не доверишь. По-видимому, расчеты будут строиться на постоянную публику, которую привлекут высокие скорости доступа (до 54 Мбит/с) для быстрой прокачки больших объемов данных, в том числе видео- и звуковых файлов в формате МР3. Как полагают в кафе Black & White, если у людей есть средства для такого подключения к Интернету, то очевидно, что они раскошелятся, как минимум, на чашку кофе. Таким способом в заведении попытаются привадить обеспеченных клиентов.
Хакеры не дремлют
Развитие широкополосной сети `Квантума` планируется намного осторожнее. Сначала хот-спотами охватят места, где собираются обеспеченные люди, - прежде всего это бизнес-центр отеля `Акватория` и на территории Петропавловской крепости, где пройдут праздничные мероприятия в честь 300-летия Петербурга.
В начале мая зоны `Квантума` работали в тестовом режиме. Здесь учли московский опыт и внимательно изучают возможные варианты несанкционированного доступа к сети. Ведь первые столичные хот-споты в отелях сети `Марриотт` подверглись атакам хакеров. Это заставило специалистов группы компаний Fastnet Solutions, Moscom Group и `Таском`, которые реализуют проекты создания хот-спотов, ввести дополнительные меры по безопасности.
При переводе на коммерческий режим сетей `Квантума` сразу же предполагается ввести защиту, которую сложно взломать.
В `Квантуме`, вероятно, коррелируют свои планы с темпами выпуска нового поколения ноутбуков. Их крупнейшие российские производители (Rover Computers, `Нексус` и `НКА Групп`) уже объявили о выпуске мобильных ПК с платами Centrino.
Вполне вероятно, что для стимулирования пользователей обновлять ноутбуки производители сумеют найти способ снижения цен на них. Иначе не удастся расширить спектр беспроводных решений и услуг.
|