Очередное награждение лауреатов программы `Общественное признание` состоится через неделю в Петербурге в БКЗ `Октябрьский`. В юбилейную неделю это событие будет втройне торжественным, поскольку 26 мая получат свои награды победители еще двух конкурсов - Петербургской премии по качеству и `Сделано в Петербурге`
Программа `Общественное признание` существует уже 7 лет. Начиналась она как городской конкурс, проводимый среди предприятий Петербурга. Мероприятие воспринималось больше как имиджевое, которых на тот момент было уже несколько. Серьезным инструментом, помогающим компаниям в работе, `Общественное признание` стало позднее.
Цели программы ее организаторы определили сразу и четко. `Общественное признание` должно помочь в создании атмосферы взаимного уважения и сотрудничества между предпринимателями, представителями общественности и государственной власти.
Программа должна была решить несколько задач, среди них - развивать предпринимательство, цивилизованные рыночные отношения и нормы бизнес-этики. Была заявлена еще одна цель - распространение передового опыта ведения бизнеса в России компаниями, которые ориентированы в своей деятельности на соблюдение интересов общества.
Интересно, что идея создания программы родилась внутри бизнес-сообщества. По мнению стоявшего у истоков программы Романа Могилевского, бизнес дорос до осознания теории корпоративного гражданства, социальной ответственности бизнеса, когда он обслуживает не только отдельного потребителя, но и общество в целом.
Для того чтобы бизнес ощущал себя частью системы, нужны технологии, которые подтягивали бы его до осознания идеи служения обществу. Если бизнес участвует в городских или общественных программах, не имеющих прямой выгоды, - это уже начало осознания того самого корпоративного гражданства. Такие программы, как `Общественное признание`, создают систему внутренней мотивации работы на благо социума. Жизнеспособность программы в том, что она работает на будущее.
В 1997 г. оценку компаний проводили 4 структуры, входившие в число организаторов программы. Уже на следующий год их стало шесть, появился общественный совет руководителей отраслевых ассоциаций. Еще через год предприятия оценивали 15 структур.
А 2000 год стал поворотным в истории развития `Общественного признания`. По заказу организаторов международная компания `Гэллап - Санкт-Петербург` проводит социологическое исследование `Изучение отношения к программам присвоения знаков отличия`. На основе ее результатов руководство программы решило создать принципиально новый системный подход к получению и обработке информации о предприятиях и новые конкурсные условия.
И с 2001 г. `Общественное признание` коренным образом изменилось. Вместо меняющихся год от года условий программа получила утвержденное губернаторами Петербурга и Ленинградской области положение. В нем были зафиксированы все основные принципы проведения конкурса - его цели, задачи, порядок работы главных экспертов.
Конкурс с того времени стал проводиться между предприятиями одной отрасли, и достижения шоколадной фабрики уже не сравнивались с успехами мебельщиков. Все участники начали проходить двухступенчатое исследование: экспертное и социологическое. В них участвуют работники самого предприятия, партнеры и конкуренты компании, потребители, контролирующие органы.
Во время проведения исследования конкурсант должен заполнить свой социальный паспорт - главный конкурсный документ. Он представляет собой перечень социально значимых достижений или видов деятельности компании.
При его заполнении предприятие, например, должно сообщить, защищает ли оно людей в социальном плане, или какой вклад в увеличение продолжительности жизни граждан региона оно внесло.
На основании данных соцпаспорта и рейтинга профессиональной репутации предприятиям год назад стали присуждать отдельный приз экспертов. Он выполнен в виде небольшой статуэтки Петра I. Приз экспертов присуждают в восьми номинациях, которые отражают успехи компании в каком-то определенном аспекте: профессиональная репутация, качество товара/услуги, лучшее соотношение цена - качество, масштаб и качество, имидж/известность, качество трудовой жизни, партнерские отношения, успешность экономического развития.
Исследование профессиональной репутации проводится по специально разработанной методике аудита профессиональной репутации. В процессе исследований строительных предприятий в 2002 г., например, было опрошено 15 тысяч экспертов.
Сам же `Знак общественного признания` - высшая общественная награда конкурса - вручается предприятиям за социально значимую деятельность в четырех номинациях: `Вклад в создание высокой репутации отечественного предпринимательства`, `Вклад в развитие города и области`, `Социальная значимость предприятия`, `Вклад в создание высокой репутации отечественного предпринимательства, развитие наукоемкого производства и технологий`. В юбилейном году введена специальная номинация - `Вклад в подготовку и проведение 300-летия Петербурга`.
Присуждение этой награды означает, что предприятие информационно открыто, обладает высокой профессиональной репутацией, интегрировано в социальную жизнь региона. За время своего существования программа приобрела популярность и уважение в среде регионального бизнеса и властных структур.
Своеобразной данью уважения к тому вкладу, который она внесла в совершенствование и развитие бизнеса, в программу официальных мероприятий празднования 300-летия Петербурга была внесена торжественная церемония вручения победителям `Знака общественного признания`.
|