На редкость быстрое, к удивлению многих социологов и политтехнологов, структурирование руководящих звеньев Законодательного собрания Петербурга выдвинуло на первый план главное и объективно востребованное занятие депутатского корпуса - законотворческую деятельность
Сейчас в портфеле парламентариев - около 300 различных юридических актов, в том числе и тех, кои прошли процедуру первого и второго чтений и подготовлены к принятию в целом.
Важный штрих: свыше сотни документов посвящено организации работы Собрания, вопросам муниципальной власти и основам административного управления в северной столице. То есть очевидно: законотворческая активность направлена, прежде всего, на создание двух региональных китов - крепкой системы государственной власти и отлаженной модели местного самоуправления.
`Вот входит в комнату механики мудрец...`
В то же время, как полагает депутат Игорь Михайлов, председатель комитета ЗС по законодательству, помня обо всех этих наработках, не стоит забывать об особой группе юридических бумаг - актах, отклоненных с помощью губернаторского вето. Эти законы охватывали насущные проблемы городской жизни - от передачи собственности муниципальным структурам до содержательных корректировок бюджетного процесса.
Конечно, вокруг таких вопросов всегда кипят споры, поскольку есть заинтересованные лица, стоящие на диаметрально противоположных позициях, но следует отметить один настораживающий момент. Глава исполнительной вертикали, желая `подавить` тот или иной проект, порою вынужден был оспаривать святая святых - точное соблюдение законодательной процедуры в городском Собрании.
Вместе с тем алгоритм принятия законов установил сам петербургский парламент - для удобства работы и ради законотворческой эффективности. Этот подход соответствует российской Конституции, 10-я статья которой провозглашает самостоятельность всех трех ветвей государственной власти.
Но одно дело - продекларированная юридическая норма, а совсем другое - реальная готовность исполнять и обеспечивать ее на практике. Пока же зачастую выходит: как только законодатели утверждают проект закона, ставящий администрацию в более
строгие правовые рамки, немедленно вспыхивает борьба за существование, где стороны, увы, применяют все дозволенные и недозволенные приемы боя.
Так, например, около года назад прежний прокурор Петербурга Иван Сыдорук направил в адрес Собрания протесты в связи с действовавшими тогда законами `О льготном налогообложении организаций, участвующих в финансировании Международного фестиваля `Золотой Остап` и `О льготном налогообложении организаций, участвующих в финансировании культурной программы `Месячник европейской культуры`.
Оба документа были утверждены еще в мае 1996 года, а основанием для прокурорского неудовольствия стали параграфы, по которым для хозяйствующих субъектов всех форм собственности размер налога на прибыль в части, зачисляемой в горбюджет, должен уменьшаться вдвое от средств, направляемых на оплату профильных мероприятий, но общая сумма льгот не может превышать величину налога на прибыль, подлежащую передаче в казну.
Прокуратура заявляла, что такой порядок противоречит главе 25-й НК РФ, поскольку она - в момент внесения протеста - не предусматривала поблажек по федеральному налогу на прибыль организаций, установленных в данных городских актах.
Спор был несколько отвлеченным. И хотя губернаторское большинство в ЗС осенью 2002-го согласилось с замечаниями юриста, депутатский комитет по законодательству убежден, что протесты не указывали на конкретные пункты главы 25 НК РФ, в противоречие с коими вступили первые статьи обоих актов. Между тем, в отсутствие подобных уточнений, будет сложно избегать и в будущем аналогичных коллизий с общероссийскими нормами, а многие конфликты такого рода начнут поневоле приобретать политизированный оттенок.
`Выбрав в поле место для ночлега...`
Эти нестыковки красноречиво свидетельствуют: региональные власти оказались не готовы к существованию в узком и жестком правовом поле сегодняшней президентской России. Увы, у местных представителей власти нет четкой программы выживания и преодоления трудностей. Как следствие, развернута бессмысленная борьба за экономические зоны влияния. Юридически она не отрегулирована, что, правда, вполне естественно для бурной завершающей фазы первоначального накопления капиталов.
Однако нельзя упускать из виду: эпоха краткосрочных финансовых и хозяйственных проектов безвозвратно уходит в прошлое. Ее должна сменить эра долгосрочных перспективных разработок, нацеленных на динамичное социально-политическое развитие края. Роль государства на этом этапе многократно возрастает, как, впрочем, и ответственность элит перед обществом.
Что делать?
Формирование новых исторических условий требует принципиально иных отношений между Федерацией и регионами, центром и периферией, большими и малыми начальниками всех чинов и званий.
Полезны рамочные меры, способствующие созданию адекватной и комфортной политической модели государственного устройства. Это, прежде всего, системный анализ законотворчества: он необходим, чтобы юридически закрепить за властями их полномочия и подготовить концепцию развития регионов, включая Петербург, а также ввести понятие уставных законов, расширяющих отдельные положения устава Северной Пальмиры (как конституционные законы на высоком уровне расширяют те или иные постулаты Конституции РФ).
К этому следует добавить обязательное систематизирование и кодифицирование регионального законодательства за 10 лет по всем разделам правовой классификации, с тем чтобы увязать местные нормы с федеральными требованиями. Надо установить и меру личной ответственности чиновников за принятие административных решений.
Поможет делу тщательный разбор городских бюджетов последних пяти лет - для корректного сопоставления с вероятными ключевыми затратами на грядущую пятилетку и для подготовки масштабного социально-экономического плана развития Петербурга. Нужно, наконец, предоставить реальные гарантии государства всему обществу и каждому отдельному гражданину, а также узаконить четкие механизмы их осуществления.
Словом, борьба элит за свое выживание должна преображать политический ландшафт России, делая его стабильным, цветущим и пригодным для успешного движения в грядущее. |