Владимир Путин 9 апреля подписал Федеральный закон `О внесении изменения в статью 146 Уголовного кодекса РФ`. Принятые поправки касаются наказания за нарушения авторских и смежных прав. Отныне перед законом должны отвечать не только сами интеллектуальные пираты - производители контрафактной продукции, но и хранители, перевозчики, продавцы и даже покупатели
В последнем случае, правда, речь идет не об обычных гражданах, которые, не задумываясь, покупают в ближайшем ларьке компакт-диск по цене, втрое ниже рыночной, - уголовная ответственность пока грозит только тем, кто приобрел нелегальной продукции на сумму более чем 10 тыс. руб. с целью сбыта.
Производители легальной аудио- и видео-продукции восприняли закон неоднозначно. С одной стороны, любые шаги, направленные на борьбу против пиратства, безусловно приветствуют. С другой - установленный по закону минимальный уровень ущерба, нанесенного пиратом правообладателю, за которым следует уголовная ответственность, достаточно велик и вряд ли позволит эффективно бороться с розничными точками, распространяющими пиратскую продукцию.
И все-таки шаг в сторону наведения порядка на рынке сделан. Для нашего региона этот вопрос особенно актуален, ибо, по мнению многих участников рынка и аналитиков, Петербург является одним из самых неблагополучных в плане реализации контрафактной продукции городов России.
Даже гиганты отступают
`Санкт-Петербург и Ленинградская область на 95% - пиратский рынок, и как бы ни была привлекательна питерская аудитория, мы туда не пойдем`, - утверждает директор по маркетингу компании BMG-Russia Тофик Садыхов. Его оценку разделяют и другие маркетологи. По усредненным данным, до 95% аудиозаписей зарубежных исполнителей и до 65% отечественных, которые реализуются в нашем регионе, относится к контрафактной продукции.
На просьбу прокомментировать приведенные данные и указать их источник господин Садыхов отвечает:
`На территории России мы продаем продукцию через крупных дистрибуторов, которые в дальнейшем распространяют ее по всей территории России и стран СНГ. Естественно, мы находимся в постоянном контакте с ними и обсуждаем вопросы развития в тех или иных регионах. Понятно, что хотелось бы сначала охватить города-`миллионники`, а затем продвигаться дальше вглубь. Питер, безусловно, в этом смысле лакомый кусочек. Однако, по утверждению наших партнеров-дистрибуторов, работать в городе с легальной продукцией невозможно. Локальные торговые сети не готовы брать дорогую легальную продукцию, когда город и область напичканы дешевым контрафактом. Поэтому в данном случае Питер для нас - закрытый город`.
Столь печальное положение дел на петербургском аудиорынке г-н Садыхов объясняет просто: `...местные власти не интересуются данной проблемой и не прилагают никаких усилий для борьбы с пиратством в сфере интеллектуальной собственности`.
Не только BMG Russia, подразделение одной из крупнейших мировых корпораций в сфере музыкального бизнеса, вынуждено отступить перед вольницей пиратского Петербурга. Для абсолютного большинства производителей легальных аудиозаписей, включая представителей так называемых компаний-мэйджоров, пяти ведущих фирм, контролирующих почти две трети мирового рынка аудиозаписей, работа на российском Северо-Западе заведомо убыточна.
`Уровень пиратства в России продолжает оставаться высоким, - считает региональный директор Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) Игорь Пожитков. - В 2002 году он составил 66% против 63,6% в 2001 году. По аудиокассетам уровень пиратства составляет 61,5%, по компакт-дискам - 79,0%. Иными словами, можно сказать, что сегодня в России на каждый проданный легальный компакт-диск приходится по четыре пиратских, а соотношение легальных и пиратских аудиокассет примерно составляет один к двум. Отдельно по Петербургу и Ленинградской области этот вопрос не изучался, однако есть все основания предполагать, что уровень пиратства здесь несколько выше, чем в среднем по России`.
Арифметика и логика пиратства
Экономическое процветание интеллектуальным пиратам обеспечивает, прежде всего, значительная ценовая разница между легальной и контрафактной продукцией. За легальный диск в фирменном оформлении надо выложить в среднем 400-500 руб., минимальная цена ни при каких обстоятельствах не опустится ниже 150.
В то же время средняя цена нелегальной продукции - 50-60 руб. При этом, по оценке IFPI, один пиратский СD, предназначенный для прослушивания на проигрывателе, вытесняет с рынка один легальный диск.
Если говорить о доходности, то себестоимость одного пиратского СD составляет около 30 руб. Эта ценовая разница и питает пиратство, прибыльность которого, как считают знатоки рынка, вполне сопоставима с доходностью наркобизнеса.
К этому можно добавить такие факторы, как низкий уровень жизни населения, традиционное для России пренебрежительное отношение к чужой собственности. По мнению генерального директора фирмы `Бомба-Питер` (и известного противника пиратства) Олега Грабко, преодолеть эти факторы удастся нескоро.
Следует также учесть приграничное положение Петербурга и Ленобласти. Слывущие законопослушными западные граждане, коих в нашем регионе ежегодно бывает несколько миллионов, скупают пиратскую продукцию безо всякого стеснения.
О статистике, разумеется, говорить не приходится, данные же личных наблюдений показывают, что средний человек `оттуда` вывозит из России пять-семь пиратских компактов. В сфере этого `серого` импорта тоже прокручивают миллионы.
Борьбу с пиратством затрудняет и расширяющаяся география производств: новые заводы, штампующие компакт-диски, в последние годы появляются от Подмосковья до Владивостока, что затрудняет контроль за их деятельностью.
Надо еще учесть, что определить, где именно был сделан тот или иной компакт-диск, под силу только специалистам самого высокого класса, которых в нашей стране не так уж много.
Наконец, для многих потребителей первостепенное значение имеет не происхождение продукта, а его качество. Производители легальных дисков признают, что качество звука и изображения (когда речь идет о современных цифровых и лазерных носителях) пиратской записи чаще всего практически ничем не отличается от легальной, потому что записи производят на одних и тех же мощностях и с тех же базовых носителей.
Чем легальные и нелегальные записи действительно разнятся, так это оформлением: пираты используют более дешевую упаковку, полиграфию. Однако на внешний вид, ради существенного выигрыша в цене, большинство покупателей просто машут рукой: это вопрос не принципиальный.
Самооборона без оружия
Интеллектуальное пиратство, как и любое зло, в принципе неистребимо, и это профессионалы аудиобизнеса понимают. Поэтому неофициально существует некий пороговый уровень насыщения рынка контрафактной продукцией, в пределах которого фирмы готовы работать.
`Думаю: если бы музыкальный рынок России был пиратским хотя бы наполовину, то это дало бы возможность легальным компаниям вздохнуть чуть-чуть свободнее. Вообще же более-менее приемлемое нормальное существование реально уже при доле пиратства в 30%. Увы, пока это заоблачная и практически недостижимая для российского музыкального рынка цифра`, - поясняет Тофик Садыхов.
В России компании пока не прибегают к `крутым` мерам против изготовителей `контрафакта`. Антипиратские акции, по словам административного директора BMG Russia Игоря Микрюкова, сводятся к сотрудничеству с правоохранительными органами и участию в проведении милицейских проверок в торговой оптовой и розничной сети.
Кроме того, многие компании входят в Национальную федерацию производителей фонограмм, которая осуществляет сама и координирует общую антипиратскую деятельность легальных компаний, в том числе проводит совместно с правоохранительными органами мероприятия, собирает информацию.
`Основной вопрос - в другом, - говорит Игорь Микрюков. - Когда вы ездите на ворованном автомобиле, то каждую секунду вы отдаете себе отчет в том, что используете ВОРОВАННОЕ транспортное средство, то есть ежесекундно совершаете преступление. К нашему великому сожалению, при использовании музыкальных носителей пока отсутствует возможность привлекать к ответственности за ИСПОЛЬЗОВАНИЕ `контрафакта`, а преследуются лишь воспроизведение (тиражирование) и распространение, то есть оптово-розничная торговля. Будем надеяться, что возникнут возможности привлечь к ответственности всех участников процесса воровства, как это, например, происходит при передаче взятки. Ответствен за преступление как взяткодатель, так и взяткополучатель`.
Пока власти отмалчиваются, производители легальных дисков ищут собственные технологии борьбы с пиратами.
Поскольку статус требует оставаться в рамках закона, речь может идти, прежде всего, об обычной конкуренции. Например, специализация в области уникальной, не имеющей массового спроса продукции, которая пиратам просто неинтересна.
По этому пути, в частности, пошла компания `Бомба-Питер`, сделавшая ставку на молодых рок-музыкантов и классику. Конечно, сверхприбылей это направление не приносит, однако своя аудитория в любом случае обеспечена, как и содействие начинающим авторам и исполнителям.
Ряд звукозаписывающих компаний наладил выпуск дисков с упрощенным оформлением, которые в среднем стоят вдвое дешевле фирменной продукции. Однако в целом перспективность ведения производителями легальной продукции ценовой войны с пиратами большинство профессионалов оценивают скептически.
`Легальная продукция всегда будет дороже пиратской: это же очевидно! `Белые` компании платят налоги в бюджет и выплачивают все необходимые отчисления авторам и исполнителям. И поэтому если даже представить, что пираты будут практически со 100%-й точностью воспроизводить легальный продукт (что большинству из них в общем-то не нужно), он все равно будет дешевле у них, - утверждает Тофик Садыхов. - Поэтому мы не собираемся конкурировать с пиратами по ценам: это заведомо ложный и бесперспективный путь. Наша задача - предоставить каждому любителю музыки возможность выбрать то, что ему по душе и по карману: `родной` импортный продукт или локально произведенный и несколько упрощенный в оформлении и оттого относительно недорогой компакт-диск. Так что шанс быть честным с самим собой и перед своим музыкальным кумиром есть у каждого`.
СПРАВКА
В прошлом году Россия заняла седьмое место в мире по количеству проданных легальных аудиозаписей. Согласно проводимым журналом `Компания` данным, в нашей стране было реализовано около 113 млн компакт-дисков и аудиокассет на сумму в $257,5 млн.
Одновременно объем пиратских продаж, по подсчетам информационного агентства InterMedia, составил около $300 млн. Учитывая как минимум трехкратную разницу в стоимости легальной и контрафактной записи, можно заключить, что `черный` аудиорынок России в четыре раза больше `белого`.
По оценке IFPI, Россия занимает второе место в мире после Китая по объему пиратской продукции: контрафактные звукозаписи занимают около 65% рынка. По сравнению с 2001 годом уровень музыкального пиратства в России вырос на 2%.
По данным IFPI, в 2002 году правоохранительными органами Петербурга и Ленинградской области из незаконного оборота было изъято около 75 тыс. единиц контрафактной аудиопродукции, в том числе компакт-дисков - 49 тыс., аудиокассет - 14 тыс., CD-ROM - 12 тыс., DVD - 326 шт.
|