Год назад Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП), испытательный центр ОАО `Академсертификат` и несколько ведущих компаний российского рынка сока объявили войну производителям некачественной и фальсифицированной продукции.
Основной целью этой акции является всестороннее и объективное исследование качества соков на российском рынке, что в конечном итоге должно защитить интересы потребителей, производителей и поставщиков.
По мнению участников проекта, эти исследования являются не самоцелью, а необходимым рычагом негосударственного влияния на предприятия, чья продукция не соответствует должному качеству.
В течение года специалисты тщательно исследовали рынок апельсиновых и томатных соков. Первыми тестировались продукты под названием `Апельсиновый сок`. Этот этап работы завершился тем, что подавляющее большинство компаний, к которым были предъявлены претензии, предприняли корректирующие действия - отказались от прежних поставщиков сырья, ввели реальный контроль за производством продукции, изменили ее маркировку.
Производители томатных соков, чья продукция не была идентифицирована заявленному на упаковке наименованию, в целом согласились с предъявленными претензиями и сообщили о принимаемых мерах.
Тем не менее общий анализ ситуации на российском рынке сока показал, что большинство производителей не указывают в наименовании продукта его отличительные качества: концентрированный, восстановленный, сухой и т. д. Как правило, эти термины приводятся после состава продукта, включаются в его состав, пишутся на упаковке в разных местах, а то и не приводятся вовсе.
А такие характеристики, к примеру, как `экологичный`, `свежий`, `витаминизированный`, `без консервантов` разрешено использовать только в случае, если у производителя имеются соответствующие подтверждения указанных качеств продукта от компетентных органов. При этом на упаковке обязательно должна быть ссылка на нормативный документ.
Кроме того, любая информация о специальных питательных свойствах, лечебном, диетическом или профилактическом назначении продукта или наличии в нем биологически активных веществ может быть нанесена только с разрешения Минздрава РФ.
К сожалению, сегодня многие производители не делают таких ссылок. В результате проведенных исследований юристы Международной конфедерации обществ потребителей пришли к печальному выводу - из всех протестированных образцов сока не оказалось ни одного, где информация на упаковке соответствовала бы законодательству.
|