В Петербурге прошла конференция `Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании - перспективы развития: взгляд из России и Великобритании`. Ее организаторами выступили Британский совет, ГИТМО (Технический университет), Федерация Интернет-образования
Звезда
компьютерного счастья
О федеральной программе развития единой информационной среды, стартовавшей в прошлом году, рассказал на конференции декан естественнонаучного факультета ГИТМО Сергей Стафеев.
Концепцию программы разработало Министерство образования, а координатором проекта стал ГИТМО. К программе также подключились другие крупные российские вузы: МГУ (химический факультет), СПбГУ (физический факультет), Политехнический университет, 1-й Медицинский университет, Университет педагогического мастерства, Московский физико-технический институт (МФТИ).
Поддержку оказал и Фонд Сороса. В результате появился головной портал `Российское образование`, подразделяющийся на вертикальные порталы, касающиеся отдельных образовательных сфер (например единого экзамена).
В настоящий момент создано 10 порталов по естественнонаучным областям обучения. При желании, к примеру, можно позаниматься в виртуальной физической лаборатории, рассчитанной на уровень 10-го класса.
В основном сейчас превалируют порталы, связанные с физикой, химией, биологией. Пока слабо представлена математика. Еще только разрабатывают гуманитарные и юридические порталы. В 2003 г. организаторы программы сделали упор на работу с авторами новых качественных образовательных ресурсов, которые будут получать достаточно адекватное вознаграждение.
Так как программа является официальной федеральной системой, то предусмотрена защита авторских прав, вплоть до получения соответствующего свидетельства на личный ресурс. В дальнейшем планируется представить самые различные образовательные уровни, включая начальные.
Учиться по-английски
Исполнительный директор британской компании Intuitive Media Limited Кэрол Флетчер поведала, что в Великобритании центры ИКТ создают при так называемых школах-маяках. Подобные школы имеют дополнительное правительственное финансирование и, соответственно, значительную ресурсную базу.
За маяками закреплены школы-спутники, откуда в центр приходят обучаться компьютерной грамоте не только дети, но и их родители. Эта схема достаточно эффективна: ведь в Великобритании, как и в России, достаточно школ, где на класс из 36 человек приходится лишь пара компьютеров.
Кстати, английский учитель при приеме на работу проходит собеседование, и часто одним из обязательных требований выступает знание ИКТ (в американских штатах Огайо, Пенсильвания, Нью-Йорк тоже надо знать ИКТ для получения учительской лицензии).
Существует даже спецфонд, из которого учитель, активно использующий в работе ИКТ, получает дополнительно в год 1000 фунтов. Таким образом, Великобритания идет по верному пути, и вскоре компьютерные технологии там станут использовать при преподавании практически всех школьных дисциплин. А значит, начальное английское образование будут ценить во всем мире еще больше.
Зампред Комитета по образованию Сергей Федянин напомнил, что в Петербурге также разработана 5-летняя Программа повышения материально-технической базы образовательных учреждений. Программа призвана сформировать городскую информационную среду.
Сейчас уже можно, например, выделить Фрунзенский и Адмиралтейский районы, где очень компетентно подошли к обучению учителей компьютерной грамоте. Так, учитель русского языка и литературы школы N 213 Мария Яковлева создает на своих уроках вместе с учениками обучающие и справочные Web-страницы.
|