Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Элита и улита - ЭиВ N 13 (450)
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Элита и улита
No. 13 (450) 07.04.2003
Более чем восьмилетний опыт функционирования полноценной законодательной власти Петербурга позволяет по-новому оценить процесс городского законотворчества и подвести некоторые промежуточные итоги. Все это необходимо для дальнейшей работы, для теоретических изысканий и их последующего практического воплощения



Нетрудно увидеть, что правовая база, созданная на берегах Невы благодаря усилиям Законодательного собрания, отражает ключевые элементы социально-политического развития России и столь крупного субъекта Федерации, как Петербург.

Главным, как полагает председатель комитета ЗС по законодательству Игорь Михайлов, является то, что при переходе от прежней модели государственного устройства (псевдодемократической разбалансированности) к нынешней (президентской диктатуре закона и порядка) региональные элиты стремятся выработать простые и внятные правила самосохранения.

Ничего удивительного здесь нет: без внутренних политических и этических норм, без системы сдержек и противовесов невозможно рассуждать о нормальном существовании как государства в целом, так и его малых и больших частей.



Устав от устава...

Три года назад, 15 марта 2000-го, вышел указ президента о введении в России особого Правового классификатора. Позднее стали выходить федеральные акты, формирующие общероссийское правовое пространство. До этого момента местные депутатские корпуса во всех 89 субъектах РФ (кроме, пожалуй, Чечни) обладали колоссальной свободой правотворчества.

Однако с появлением новых кодексов (Гражданского, Налогового, Бюджетного, Уголовного, Административного) региональное законотворческое поле резко сузилось. Например, в плане петербургского ЗС на 2000 год числилось 77 законопроектов по коду 010.000.000 (конституционный строй). Но после опубликования в 2001 году Закона `Об основных принципах устройства органов государственной власти в субъектах РФ` Собрание попало в цейтнот, поскольку следовало оперативно перестраивать властные структуры.

В сложившейся ситуации лишь Устав Петербурга мог стать тем документом, который фактически определял партнерские отношения местной знати с федеральным центром. С одной стороны, устав надо было срочно приводить в соответствие с российскими канонами. С другой, все понимали: весьма нежелательно создавать благоприятные условия для закрепления в Смольном той части петербургского истеблишмента, которую традиционно отождествляли с нынешним губернатором.

Специальная рабочая группа по изменениям в Уставе Петербурга смогла решить один вопрос: вписать в текст положение о новом статусе главы исполнительной власти, что было, по сути, механическим копированием федеральных норм. При этом, убежден Игорь Михайлов, `спецкоманда` сознательно уклонилась от рассмотрения проблемы губернаторского срока, от коей зависело, начинать ли - после введения нового статуса - отсчет времени с нуля (что давало бы губернатору право на дополнительный срок), или же воспринимать полномочия, связанные с такой переменой, всего лишь как естественное продолжение прежних функций (без права городничего избираться вновь).

Фактически представители обеих ветвей власти, задействованные в комиссии, ушли от прямого ответа. Возник диссонанс между реальностью и мифом: одно заключалось в объективных подвижках на региональном олимпе, а второе - в том, что обе ветви власти привычно имитировали гармонию мирного сосуществования.



`Давай пожмем друг другу руки...`

История с уставом имеет свой подтекст. Нельзя не видеть желание кремлевской верхушки поскорее воплотить в жизнь те статьи Конституции, которые разграничивают предметы ведения между Россией и субъектом РФ.

Это понятно: ведь в период хаотичной демократизации правовой вакуум на федеральном уровне заполнялся медленно, противоречиво и даже неряшливо - сильные мира сего отважно боролись за место под солнцем, а их региональные собратья, не отвлекаясь на мелочи, создавали собственные правила хорошего тона.

Обе элиты формировались независимо друг от друга. Их взаимный интерес распространялся лишь на две волнующие душу новеллы: выборы и налоги, власть и деньги. На излете 1990-х годов Москва наконец осознала: если немедленно не употребить власть, страна может развалиться на отдельные `царства`. Встревоженный Кремль взялся за дело: оперативно принятые кодексы подорвали хозяйственное владычество удельных князей.

Впрочем, значительное укрепление федеральной элиты за счет единых общероссийских актов было совершенно неизбежным. Без национальной консолидации немыслимо спасти страну и население, обеспечить рывок вперед. Увы, местные хозяева жизни оказались не готовыми к таким метаморфозам.



Улита едет - когда-то будет...

Сегодня региональные верхушки, в том числе петербургская, ищут новые пути для законотворчества, так как ничто не может отменить того конституционного факта, что Россия - федеративная республика со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Однако работа пока идет ни шатко ни валко, и это порождает общественное недоверие к местным властям и слабое внимание к огранке местных правовых баз. Если обстановка не улучшится, то через пять-шесть лет можно будет смело говорить об ослаблении региональных элит и их трансформации в инструмент по обслуживанию федеральных потребностей в субъектах РФ.

Но в этом, считает И. Михайлов, больше отрицательного, чем положительного. Ведь высшей бюрократии нужна удобная скамья запасных, а в глубинке зачастую есть опытные, знающие, энергичные управленцы и депутаты, способные подстраховать `старших товарищей`.

Вот почему целесообразно поддерживать здоровый политический процесс и разумное законотворчество как в центре, так и на местах.



Другие материалы рубрики
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
26.07.21Для кого этот город?
Петербург переживает не лучшие времена. Мы еще не можем полноценно говорить о том, что вступили в посткарантийный период, городской бюджет не оправился от последствий введения ограничительных мер по COVID-19, не преодолели их ни бизнес, ни сами люди. На этом фоне в городе один за другим вспыхивают скандалы. И общий градус недовольства жителей постоянно растет.
27.04.17Кировский завод посетил Геннадий Зюганов
Председатель ЦК Компартии России, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Геннадий Зюганов 26 апреля с группой депутатов в рамках рабочего визита в Санкт-Петербург посетил Кировский завод.
09.02.17Сергей Миронов считает абсурдной идею слияния крупнейших библиотек Москвы и Петербурга
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов подверг сегодня жесткой критике идею объединения крупнейших библиотек двух столиц – Российской государственной библиотеки в Москве и Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.
03.02.17Сергей Миронов подверг критике пенсионную политику правительства
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов сегодня на брифинге в Санкт-Петербурге подверг критике решения правительства в пенсионной сфере. В частности, единовременная выплата в 5 000 рублей не способна заменить полноценную индексацию пенсий, уверен лидер СР.
03.02.17Сергей Миронов напомнил, что он петербуржец
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов в ходе рабочего визита в Санкт-Петербург провел вчера серию встреч с жителями города и ответил на вопросы журналистов.
25.01.17Сергей Миронов: СР предлагает расширить использование средств дорожных фондов
Думская фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" планирует инициировать поправку в Бюджетный кодекс об использовании средств дорожных фондов на строительство дорог к школам и поликлиникам. Об этом руководитель фракции Сергей Миронов сообщил сегодня парламентским журналистам.
15.03.10Ремонт, которого не было
В Калининграде возбуждено уголовное дело по факту нецелевого использования средств из областного бюджета
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru