Петербургской торгово-промышленной палате состоялся `круглый стол`, посвященный проблемам малого бизнеса. Основной темой разговора стали вопросы, касающиеся имущественной поддержки предпринимательства
Много времени организаторы отвели представителям администрации города, которые изложили свою точку зрения. Впрочем, и предпринимателям тоже дали слово. Лейтмотив прошедшей встречи не изменился. Как и последние 5-6 лет, чиновники готовы вникнуть в проблемы, а предприниматели с тоской во взоре заново перечисляют свои беды.
По данным Петербургкомстата, сегодня на тысячу жителей приходится 23 малых предприятия. На этих предприятиях заняты (по данным на 1 января 2001 г.) 627,5 тыс. человек. При этом помещения для открытия или развития своего дела предприниматели получают с большим трудом. В последнее время именно эта проблема стала одной из основных.
В прошлом году спрос на помещения вырос на 20%, предложение упало на 5%, а цены, что естественно, подросли на 25%. Складские помещения, пригодные для открытия в них офисов, подорожали на 20%, а спрос на них увеличился на 10%.
Фонд нежилых помещений города, который используют предприниматели, по разным оценкам, составляет лишь 10-15% от общей площади. К тому же в структуре нынешнего жилого фонда помещения, изначально предусмотренные для малого бизнеса, занимают всего 25-30%.
В основном помещения, которые используют сегодня предприниматели, не приспособлены для ведения соответствующего вида деятельности. Они находятся в старых зданиях, построенных до 1917 г. Такие дома требуют капитального ремонта, но даже после ремонта и перепланировок предлагаемые площади не соответствуют современным требованиям и нуждам малых предприятий.
Пригодные для этого вида бизнеса промышленные и складские помещения, а это около 17 тыс. га, составляют 12%. По данным ГБР, в прошлом году больше первых этажей жилых зданий было переведено в нежилой фонд. В 2001 г. его общая площадь была 689 кв. метров, в 2002 г. - более 1 тыс. кв. метров. Однако это слезы.
Реально ситуация с нежилым фондом выглядит не столь печально. Помещения в городе есть. А вот информация о них практически отсутствует. Это, в свою очередь, приводит к псевдодефициту нежилых помещений и росту арендной платы.
Как видят эту ситуацию чиновники? Юрий Раков, первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Петербурга, считает, что чиновники не знают реальной ситуации в этом секторе городской экономики.
Как и в любом деле, для поддержки и развития малого бизнеса нужна стратегия. Можно пойти на поводу у предпринимателей, исполнять их требования и пожелания: создавать различного рода центры, строить новые здания со специализированными помещениями для ведения малого бизнеса. Можно пойти по другому пути. Решить, какие направления предпринимательства развивать. По мнению Ю. Ракова, в первую очередь городу необходимы компании, занимающиеся инновационной деятельностью. В Петербурге уже работает два инновационных центра, еще три готовятся к открытию.
Одной из реальных возможностей помочь предпринимателям может стать открытие технопарков, бизнес-инкубаторов. Чиновники КЭРППиТ отправили более 100 писем в адрес крупных предприятий города с предложением о долевом участии в их создании. Пришло 20 ответов, причем все - с отказами.
Нужен детальный анализ проблем малого бизнеса и Ирине Ганус, начальнику методического управления КУГИ. Она огорчена, что в комитет за последние годы не поступило ни одного предложения со стороны предпринимателей. Обращаются они в КУГИ лишь для получения площадей и установления так называемого коэффициента социальной значимости.
В прошлом году Законодательное собрание урезало число этих коэффициентов с 33 до 23. Это связано с тем, что предоставляемые в соответствии с установленным коэффициентом льготы не доходят до потребителя. Речь о том, что горожанину не оказывают те услуги, которые должен предоставлять предприниматель-арендатор.
Начальник Приморского районного агентства КУГИ Надежда Зеленова уверена, что в ее районе нет свободных земельных участков. Либо они заняты по решению инвестиционно-тендерной комиссии, либо уже идут проектно-изыскательские работы.
Власти правы не всегда. Например, в соответствии с распоряжением N 187 губернатора Петербурга КУГИ должно публиковать перечень свободных площадей. Однако предлагают в основном только занятые ненадлежащими собственниками. И для получения площади их нужно сначала выселить.
Ненадлежащие собственники - это в основном должники, которые не платят арендную плату. Таких в Петербурге 90%, из них малые предприниматели составляют 3-5%. Суммы, которые им не осилить, иной раз просто смешны: 134 руб., 849 руб.
Помочь предпринимателям готов, причем без волокиты и формальностей, депутат ЗС, председатель комиссии по промышленности, экономике и собственности Денис Волчек. Просмотрев рабочие документы собственной комиссии за прошлые годы, он пришел к выводу, что в сфере взаимодействия с КЭРППиТ (бывший КЭПП) никаких конкретных результатов нет.
Единственное, что сделали, - так это провели тендер на распределение бюджетных средств для развития малого бизнеса. Тем не менее депутат готов решать все назревшие проблемы предпринимателей, если они ему о них сообщат.
Николай Крутов, представлявший Комитет по строительству администрации Петербурга, поделился любопытным наблюдением. При любом строительстве в спальных районах (а именно там особенно остро стоит вопрос о помещениях для предпринимателей) во время обсуждения его с местными властями речь идет о чем угодно: о благоустройстве территорий и ремонте дорог, об обязательном включении в проект мест для отдыха горожан. Однако Н. Крутов ни разу не слышал, чтобы муниципалитеты заботили проблемы малого бизнеса.
С Комитетом по строительству при разработке проектов согласуется лишь возведение необходимых социальных объектов: детских садов, школ, поликлиник. А вот учитывать при строительстве жилых домов необходимость помещений нежилого фонда для размещения там магазинов, офисных помещений или не учитывать - дело заказчика. К нему могут обратиться местные власти, но они, как уже сказано, этого не делают.
Жалобы предпринимателей (которые им таки удалось озвучить во время `круглого стола`) за последние десять лет мало чем изменились. Удивляет, что все представители администрации города, как один, оказались не знакомы с этими `тайными`, как выяснилось, сведениями. В такой ситуации остается надеяться, что в один прекрасный для малого бизнеса день чиновники ознакомятся с их проблемами и помогут их решить.
|