ТУ по Петербургу и Ленобласти Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) организовало `круглый стол`, посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей. Всемирная организация союзов потребителей (CI) предложила провести этот день под девизом `Корпоративный контроль над продуктовыми добавками и генетически модифицированными пищевыми продуктами`
Сегодня мировой объем продаж генетически модифицированных сельхозкультур (в основном сои, картофеля, кукурузы, томатов), полученных из генетически модифицированных источников (ГМИ), превысил $2 млрд, и, по прогнозам, к 2005 г. продажи возрастут вчетверо.
В конце прошлого года правительственная комиссия РФ внесла дополнения в санитарные нормы и правила, по которым отечественный производитель теперь обязан информировать потребителя о наличии добавок в пищевых продуктах, если их содержание превышает 5%. Правда, цифра эта достаточно условная. Например, в странах ЕС продукты должны маркироваться (что не всегда выполняется) при содержании в них даже 1% модифицированных добавок.
Проблема в том, что определить допустимую концентрацию добавок можно лишь при наличии дорогостоящего оборудования. Пока подобный тест можно сделать лишь в Институте питания. Ведь нужный для этой цели масс-спектрометр стоит $60-70 тыс. Выявить же собственно саму трансгенную ДНК сегодня можно в лабораториях 37 субъектов РФ, в том числе и в Петербурге.
Наносят ли вред модифицированные продукты человеческому организму, вопрос достаточно спорный. Представители Санэпиднадзора считают, что трансгенные продукты могут вызвать лишь аллергические реакции.
Пока трудно говорить о долгосрочных прогнозах, так как эту проблему всерьез стали обсуждать сравнительно недавно и нет статистических данных, доказывающих влияние трансгенных продуктов на здоровье человека. Скорее определенные мутации в организме может вызвать неблагоприятная экология.
Общество потребителей Петербурга и Ленобласти больше волнует плохо контролируемый рынок биологически активных добавок (БАД). Их реклама (например средств для похудения) постоянно транслируется в различных телемагазинах по ТВ. Однако распространитель такой рекламы не несет ответственности за недобросовестного рекламодателя. Последний же, собрав достаточно солидную сумму, может просто исчезнуть. Так, ТУ по Москве и Московской области МАП уже полтора года ведет поиск холдинга `Монолит` и фирмы `Делтос`, дававших массированную ТВ-рекламу БАД, а затем испарившихся. Юридические же адреса этих компаний оказались фиктивными.
Между тем немалая часть предлагаемых БАД (бывает, что их рекламируют известные артисты) не только очень дорога (около $1 тыс.), но зачастую не дает обещанного эффекта. К тому же иногда БАД предлагают как лекарственные средства, хотя они таковыми не являются. Поэтому в региональные Общества потребителей поступают бесчисленные жалобы от тех, кто воспользовался добавками. Причем массового потребителя не настораживают отсутствие конкретного адреса псевдокомпании и курьерская доставка заказанного товара. Воистину наша доверчивость безгранична.
|