На расширенном заседании коллегии Минтранса министр транспорта России Сергей Франк сообщил, что в 2002 году общая ситуация на российских внутренних водных путях складывалась нелегкая. Тем не менее доходы отрасли выросли на 12%, в основном за счет перевозок экспортно-импортных грузов
Международные перевозки увеличились на 16%, перевозки пассажиров на туристских линиях - на 13%. Как и в прежние годы, речники выполнили четыре пятых всего объема завоза грузов в северные районы.
Оживление в этих секторах рынка заставляет судоходные компании модернизировать флот. Суда модернизируют под фрахтовый спрос и быстро переводят в те районы, где возникают новые грузопотоки.
Дальнейшие перспективы отрасли определяются логистическими цепочками экспортных доставок массовых грузов: нефтепродуктов, минудобрений, серы, зерна, металлов и леса.
Все чаще речной флот используется на комбинированных маршрутах с дальнейшей перевалкой на крупные морские суда. Это связано с тарифной политикой российских стальных магистралей, нехваткой железнодорожных вагонов, периодическими конвенционными запретами на отправку составов в те или иные морские порты. В этом смысле характерно бурное развитие сети водных маршрутов и терминального хозяйства в Череповце, откуда ОАО `Северсталь` отправляет партии металла за рубеж...
Следует подчеркнуть, что сейчас Минтранс РФ уделяет огромное внимание развитию судоходства на Северо-Западе РФ. В связи с этим С. Франк считает, что настала пора ужесточить требования к безопасности эксплуатации судов на самых оживленных водных трассах. В 2003 году перед Росречфлотом поставлена задача внедрить систему управления движением судов (СУДС) по Неве. По поводу финансирования этого проекта возникли разногласия с администрацией Петербурга.
Местные власти решили посчитать, сколько стоит городу обслуживание речных навигаций. Прежде всего, сюда входит содержание механизмов мостов. Городу в принципе их пролеты разводить не нужно - это требуется для пропуска судов. Но из-за этого город недополучает прибыль: ведь ночное сообщение в разгар туристского сезона прерывается, и часть развлекательных точек и предприятий общепита теряет клиентов. А значит, снижаются налоговые поступления в городской бюджет.
Между тем затраты на обслуживание разводных мостов покрываются за счет местной казны. Кроме того, мегаполис периодически терпит убытки из-за аварий судов...
Такие расходы должны, по идее, компенсироваться или из федеральных источников, или за счет судовладельцев (для этого нужно ввести дополнительный сбор). Вместо этого администрации Петербурга предлагали вновь раскошелиться - на СУДС.
По-видимому, первые итоги переговоров принесли свои плоды: в Минтрансе РФ уже перестали увязывать сроки введения в строй СУДС с обязательствами выделения доли из городского бюджета на ее создание.
Пропускная способность невских мостов во многом определяет интенсивность судоходства на стратегических для России внутренних водных путях, по которым осуществляют грузоперевозки по коридору `Север - Юг`. В навигацию 2003 года под мостами Невы пройдет не менее 7 тыс. судов - примерно столько же, как и в 2002-м. По данным государственного бассейнового управления `Волго-Балт`, объем грузоперевозок по Волго-Балтийскому водному пути составит около 15 млн тонн, что также на уровне прошлого сезона.
В 2002 году перевезено почти 375 тыс. пассажиров. В 2003-м ожидается, что их будет больше. На это указывает, в частности, повышенный спрос на ряд туристских рейсов, в первую очередь Петербург - Москва с заходом на Валаам и Кижи.
|