Недавно Минсвязи РФ обвинило депутатов Госдумы в популизме. Мол, они затягивают принятие во втором чтении закона о связи, из-за чего российская телефония несет убытки. Однако, как выяснилось позднее, речь идет не о прихоти каких-либо депутатских групп, а о реализации одного из фундаментальных принципов развития российского рынка - инструментах контроля над естественными монополиями
По сути, `повременка` в том виде, в каком ее предлагали ввести в Минсвязи РФ, - орудие против потребителей услуг электросвязи. Оно позволяет накапливать в отрасли нерегулируемые доходы и перераспределять их по своему усмотрению. Ведь в секторе проводной электросвязи в России почти нет альтернативных операторов.
В таком случае будут грубо ущемлять права потребителей, считает депутат Госдумы от Петербурга и председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Никто не возражает против повременного учета времени разговоров компаниями сотовой связи. Здесь тарифы регулирует рынок. Яркий пример: как только в Петербурге появился альтернативный оператор (`МТС`), так сразу же в компании `Мегафон`, которая до этого фактически была монополистом в сфере предоставления качественных услуг мобильной связи, стали менять тарифы в сторону их снижения.
После развертывания в Петербурге сети `Вымпелкома` (торговая марка `Би лайн`) ожидается очередное `смягчение` тарифов. Причем не только `Мегафона`, но и `МТС`.
Точно так же могло быть и в секторе электросвязи, если бы, например, в Петербурге у Северо-Западного телекома появились конкуренты. Ссылки на работу компании `Петерстар` в данном случае неуместны: ведь у жителей Васильевского острова нет выбора, услугами какой из компаний пользоваться. Без `Петерстар` несколько десятков тысяч абонентов вообще остались бы без телефона.
По-видимому, в Минсвязи не заинтересованы в демонополизации российской телефонии. По мнению специалистов, для этого технических препятствий нет. Это раньше надо было прокладывать дорогостоящие телефонные кабели и содержать оборудование аналоговых АТС, которые занимали целые здания.
Сегодня стоимость прокладки волоконно-оптических коммуникаций продолжает падать, а цифровые АТС умещаются в трехкомнатной квартире.
На Западе еще лет 15 назад проводная электросвязь также была монопольной. Демонополизацию начинали с `междугородки`, лишь потом перешли к местной связи. У нас же начали с приватизации местных телефонных сетей, сохранив их монопольное положение.
Пока оно сохраняется, потребитель услуг электросвязи должен иметь право выбора системы оплаты: пользоваться `повременкой` или вносить абонентскую плату. В Минсвязи, вероятно, вынуждены согласиться с такой постановкой вопроса. В противном случае закон о связи через Госдуму не пройдет.
Новая редакция закона позволит откорректировать отношения между оператором и абонентом. В частности, предлагается комплекс мер для снижения рисков ущерба от телефонного пиратства. Так, оператор будет обязан защитить оконечные устройства связи от несанкционированного доступа.
Сегодня распределительные коробки на лестничных площадках квартир обычно даже не запираются. Поэтому сложно установить сам факт незаконного подключения. Это дает повод милиции не возбуждать уголовное дело в связи с причинением материального ущерба, что затрудняет в дальнейшем отстаивание абонентом своих прав через арбитраж.
До окончания спора при подобных конфликтах между абонентом и оператором последний не будет иметь права отключать телефон. Но главное - вводится лимит кредита на услуги междугородной связи. Оператор просто отключит абонента от `межгорода`, когда этот лимит будет исчерпан.
Это вполне разумные ограничения. Их вводят на основе анализа пожеланий граждан, что подтверждают результаты проводимых связистами опросов среди различных слоев населения. Абсолютно против `повременки` оказываются только пенсионеры и часть малоимущих.
Значительная часть пользователей готова примириться с таким видом оплаты электросвязи, если при этом повысится качество телефонной связи, появятся бесплатные дополнительные цифровые услуги и будет гарантирована безопасность от несанкционированного доступа. Подобная точка зрения, очевидно, нашла понимание в Правительстве РФ, где уже давно накопились претензии к Минсвязи, которое и без того совмещает слишком много функций. Оно устанавливает правила игры для предприятий связи, и оно же контролирует их реализацию.
В результате связь в России настолько зарегулирована, что конкурентные секторы составляют лишь малую часть рынка. А именно в них и наблюдается самое интенсивное развитие сервиса. Соответственно, ускоренными темпами растут и доходы - примерно на треть за прошедший год.
При таком раскладе сил Минсвязи будет вынуждено пойти на компромисс и согласиться на право абонентов выбирать систему оплаты телефонных разговоров.
|