Россия в 2007 году сможет увеличить добычу нефти до 503,41 млн тонн (+33% к 2002-му), если сумеет преодолеть дефицит экспортных мощностей, а цена на сырье останется выше $18 за баррель
Так сказал президент `Тюменской нефтяной компании` (`ТНК`) Семен Кукес журналистам в Вашингтоне. Он подчеркнул, что через новый нефтеналивной порт в Мурманске можно будет вывозить в США до 1,3 млн баррелей российской нефти в сутки (в 15 раз больше, чем сегодня). Но для прокачки таких объемов нужен новый нефтепровод из Западной Сибири в Мурманск.
При удачном стечении обстоятельств проект может стартовать в 2004году и завершиться в 2008-м. На первом этапе по новой трубе планируется перегонять до 80 млн тонн нефти в год, а впоследствии - до 120 млн тонн.
В свою очередь пять российских нефтяных компаний под этот проект обещают увеличить нефтедобычу. Через Мурманск `ЛУКОЙЛ` и `ЮКОС` намерены транспортировать по 20 млн тонн нефти каждый, `Сибнефть` и `ТНК` - по 10 млн тонн, а `Сургутнефтегаз` - 12 млн тонн.
Пока обсуждаются два варианта строительства нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск: через Ухту и через Усу. Привлекательность первого варианта в том, что магистраль поведут по суше. Однако ее длина составит 3,6 тыс. км.
Во втором случае труба будет короче (2,5 тыс. км) и придется пересекать значительно меньше рек. Единственная проблема - на пути окажется Белое море.
Второй вариант выглядит предпочтительней: стоимость транспортировки по нему, по предварительным расчетам, получается ниже. Эти расчеты основаны на данных московской проектно-строительной компании `Старстрой`, которая стала подрядчиком на разработку декларации о намерениях при возведении нефтепровода.
Судя по дате начала реализации проекта, нефтяники выжидают неспроста: вкладывать инвестиции в дорогостоящий проект, когда не определены долгосрочные перспективы развития мирового рынка, рискованно. Тем более что в Правительстве РФ сейчас заняты другим нефтеналивным портом - Приморском.
Там уточняют сроки, когда строить третью очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС). Ведь в АК `Транснефть` предложили ускорить возведение 708 км нового нефтепровода Ярославль-Приморск для прокачки 30-35 млн тонн нефти в год.
Тогда вместе с первой очередью мощность БТС достигнет 42 млн тонн в год. По сути, это совмещение ряда этапов реализации проектов БТС-2 и БТС-3.
Президент АК `Транснефть` Семен Вайншток уверен, что БТС-3 в таком случае удастся построить даже быстрее, чем БТС-1.
На недавнем брифинге гендиректор ООО `Балтнефтепровод` Александр Глебов сообщил, что подготовительные работы с учетом такой схемы начинаются в Новгородской, Тверской и Ярославской областях. Правда, все это делается в рамках строительства БТС-2.
Вторую очередь планируется запустить к ноябрю 2003 года. Для этого прокладывают 215 км лупингов - магистралей, параллельных основному нефтепроводу от одной перекачивающей станции к другой, и увеличивают перекачивающие мощности.
В результате по трубам смогут транспортировать не менее 18 млн тонн нефти в год (+50% к 2002 году).
Стоимость проекта второй очереди, напомним, оценивалась в $800 млн. Финансирование осуществляют через кредитную линию, открытую в одном из российских банков.
В АК `Транснефть` уверены, что ускорение начала строительства третьей очереди БТС удешевит конечные затраты. В таком случае на реализацию обоих проектов потребуется $1,2 млрд. Для сравнения: БТС-1 обошлась компании в $460,2 млн и была введена в эксплуатацию в конце 2001-го - т. е. через 1,3 года с момента начала строительства. В таком случае уже к концу 2004 года АК `Транснефть` сможет высвободить ресурсы для строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Причем, как заявил С. Вайншток, у `Транснефти` на это хватит ресурсов и без участия нефтяных компаний.
Президент АК `Транснефть` считает: упускать из рук государства магистральные трубопроводы - все равно что сдавать в аренду госграницу.
Начало реализации мурманского проекта в АК `Транснефть`, скорее всего, будут увязывать с готовностью добывающих компаний направить в новую трубу свою нефть. Ведь пока, по данным ООО `Спецморнефтепорт `Приморск`, инициаторы проекта отправки нефти на экспорт через новый наливной терминал в Мурманске сегодня прокачивают сырье по БТС-1 не совсем в тех пропорциях, в которых когда-то обещали.
Вот их доли в общих поставках нефти: `ЮКОС` - 23%, `ТНК` - 14%, `Сибнефть` - 13%, `ЛУКОЙЛ` - 11%, `Сургутнефтегаз` - 7%. Как видим, высокие темпы прироста демонстрирует только `ЮКОС`, а `ЛУКОЙЛ` и `Сургутнефтегаз` явно тормозят. Кроме того, к этому времени нефтяные компании должны определиться со строительством наливного терминала в Мурманске. На первоначальном этапе планируется сооружение рейдового комплекса для перевалки 6 млн тонн сырья.
Нефть намечено отправлять пока по железной дороге. Создание морского терминала согласно Федеральной программе `Модернизация транспортной системы России` намечено уже в 2003 году.
Специалисты Минтранса РФ полагают, что эти проекты не помешают развитию ЗАО `Петербургский нефтяной порт` (ранее - ЗАО `Петербургский нефтяной терминал`), где планируют переваливать не только мазут и дизтопливо, но и сырую нефть - 2 млн тонн в год.
Для этого в 2004 году собираются построить дополнительные железнодорожные эстакады для слива нефтепродуктов из цистерн. В таком случае суммарные мощности порта в 2004 году увеличатся до 9 млн тонн (+33,7% к 2002 году).
Осуществление всех проектов в рамках Федеральной программы `Модернизация транспортной системы России` по увеличению пропускной способности отечественных терминалов даже в минимальном объеме, по мнению первого замминистра транспорта РФ Вячеслава Рукши, позволит к 2010-му ежегодно перерабатывать дополнительно около 100 тыс. тонн нефтегрузов, что вполне увязывается с экспортными планами развития российских нефтедобывающих компаний.
|