В 2003 году транспортная компания Parme Trans AS и Эстонская ассоциация международных автоперевозчиков (ERAA) собрались обустроить два таможенных терминала на российской границе
На них предполагается перецеплять автотрейлеры с одной машины на другую. Это позволит эффективнее использовать эстонский парк фур, с одной стороны, и отчасти скомпенсировать нехватку грузовиков евростандартов в России - с другой.
Создание подобных терминалов предлагали представители крупных транспортных компаний Северо-Запада еще в 2001-2002 гг. В частности, проект таможенного терминала обсуждали специалисты двух транспортных министерств - России и Финляндии. Это помогло бы к тому же скомпенсировать остроту проблемы с квотами на выдачу разрешений для пропуска российских и финских грузовиков на границе между двумя странами.
Схема работы такая: российский перевозчик доставляет груз до финляндской границы и там передает его финской автотранспортной компании, которая доставляет его до места назначения.
Однако тогда переговоры зашли в тупик: перецепка трейлера противоречила российскому таможенному законодательству. Оно не предусматривало смену грузоперевозчика в пути. Требовалось, по крайней мере, принять соответствующее постановление Правительства России. В связи с этим руководство Северо-Западного таможенного управления обещало направить свои предложения в ГТК РФ.
Аналогичный проект обсуждали с представителями Латвии и Эстонии. В Латвии к нему отнеслись прохладно. В Эстонии заинтересовались, но предпочли не спешить.
Переговоры начались только после того, как вице-губернатор Псковской области Владимир Бланк предложил создать спецкомпанию для обслуживания товаропотоков через эстонско-российскую границу с перецепкой грузовиков в Шумилкино. Она должна была обеспечить линии контейнерами и полуприцепами.
Впоследствии к проекту предлагали присоединиться и другим балтийским странам. Этот вопрос, в частности, обсуждался в феврале 2003 года во время визита В. Бланка в Латвию. И вновь у латышей возникли сомнения. Дескать, российская сторона предлагает слишком сложный вариант: автомобиль с грузом юридически пересекает границу РФ, проходит пограничный контроль, но не входит в таможенную зону.
Вне таможенной зоны груз с автомобиля перегружается на тягач. Тягач перевозит груз в зону для таможенных процедур. Только после этого груз перегружается на другой грузовик.
Отсюда у латышей возникли вопросы о разделении ответственности между участниками процесса грузоперевозок. И переговоры застряли. Впрочем, причина этого, скорее всего, другая: латвийским дальнобойщикам схема с перецепкой представляется непривлекательной. Ведь максимальное расстояние от латвийских портов до российской границы всего около 400 км.
Однако эстонские автоперевозчики рассудили иначе. Они взялись за осуществление сразу двух проектов. Первый - строительство таможенного терминала в Печорах. Его инициатор - фирма Parme Trans AS. А проект в Шумилкино взят под контроль ERAA.
В Печорах, как предполагает руководство Parme Trans AS, автопоезда без очереди и проверки будут направлять на таможенный склад. Если у таможенников будут претензии к грузу, то его просто задержат и отправят на временное хранение до выяснения обстоятельств. Грузовик не арестуют. И машина вновь включится в работу на линиях.
После `растаможки` трейлер можно перецепить к другому грузовику - российскому или эстонскому, в зависимости от того, куда дальше следует товар. Причем все процедуры осуществляют под присмотром таможни.
Уже удалось договориться с российской таможней о лицензии. К лету 2003 года, как надеются эстонцы, удастся оформить документы и разрешения на строительство. Администрация Псковской области готова для инвесторов предоставить льготы, включая освобождение от уплаты налога на землю в течение 3 лет. В строительство таможенного терминала в Печорах потребуется вложить минимум $1 млн.
Сложнее с реализацией проекта в Шумилкино. В ERAA не все члены готовы инвестировать в строительство терминала (отказываются те, кто заявляет, что не работает на российско-эстонском направлении).
К тому же средств одних только эстонских перевозчиков явно не хватит: надо собрать $3,5 млн. Ведь на территории площадью 7 га планируется построить склад в 4 тыс. квадратных метров и подвести к нему коммуникации.
Однако в администрации Псковской области далеки от пессимизма. Появились союзники: в проекте теперь участвует ГУП `Ростек-Псков`, созданное при российской таможне. В России уже имеется опыт создания подобных складов: эстонские партнеры вместе с `Ростек-Кингисепп` в Ивангороде создали первый таможенный склад площадью 200 квадратных метров.
Площадка, конечно, маленькая. Но сам эксперимент доказал, что подобные проекты могут быть окупаемыми. А главное - эстонцы поняли: кто первым докажет эффективность обустройства подобного терминала, тот и получит больше всего выгоды.
|