Железнодорожники выходят на финишную прямую реформ. Но это не значит, что их колея окажется ровной
В Министерстве путей сообщения (МПС) России обещают, что после появления ОАО `РЖД` на железнодорожном транспорте будет создаваться конкурентоспособная среда. Однако в Правительстве РФ, по неофициальным данным, сомневаются в искренности желания железнодорожных менеджеров вписаться в цивилизованный рынок.
Даже в Минтрансе РФ подчас двойственное отношение к реформам коллег из второго транспортного ведомства страны. Все понимают, что они нужны. Однако сам механизм проведения реструктуризации МПС вызывает вопросы.
Возникает ощущение, что чиновникам МПС до сих пор сложно отказаться от привычки разрабатывать стратегию развития российских стальных магистралей, а еще сложнее - подгонять под новые концепции весь транспортный комплекс страны. Возможно, это и не так.
Однако почему тогда уже не в первый раз совершенно неожиданно МПС высыпает на головы всех остальных участников транспортного рынка новаторские решения? И даже в Минтрансе РФ узнают о некоторых стратегических поворотах, когда поезд уже набрал скорость и движется вперед.
Эксперты Минтранса РФ нередко имеют неполную картину состояния отрасли. Слишком уж старательно в МПС обходят целый ряд тем. Например, о роли Транскредитбанка. Есть и другие структуры, накачанные инвестициями МПС. В какой форме их активы вольются в создаваемое ОАО `РЖД`? Неизвестно. А если они будут выведены за рамки этого акционерного общества, то кто окажется на самом деле их собственником?
Особенно много хлопот с банком, контрольный пакет акций которого МПС обязано передать Минимущества РФ. Распоряжение премьер-министра предписывало это сделать еще в 2002 году. На оба обращения министра путей сообщения Геннадия Фадеева об отсрочке передачи акций банка в казну до создания ОАО `РЖД` председатель правительства ответил отказом.
Не устраивает М. Касьянова и передача акций Транскредитбанка в уставный капитал ОАО `РЖД`. Тем не менее акции до сих пор не переданы. Отсюда - слухи о том, что, мол, госпакет будет размыт и скуплен близкими, но не впрямую связанными с МПС структурами. И нет никаких гарантий, что банк в результате не вернется в ОАО `РЖД`.
Но факты - вещь упрямая: они свидетельствуют: даже если пакет акций передадут Минимущества, то его размер окажется меньше контрольного. Ведь в ЦБ РФ зарегистрировали проспект эмиссии акций Транскредитбанка в 1,7 млрд руб., а уставный капитал банка после ее размещения увеличится до 3,35 млрд руб.
Кто выкупит допэмиссию? Тот, кто заранее пойдет на риск капиталовложений ради определенной цели. Причем такой, что игра стоит свеч. Ведь речь идет об активах компании, приобретение которых может быть опротестовано. Такой риск оправдывается, скажем, тем, что дружественные МПС структуры во что бы то ни стало желают сохранить контроль над Транскредитбанком.
Почему? Не для того ли, чтобы банк, занимающий 41-е место по величине активов среди кредитных учреждений России, и дальше оставался своим среди своих? Но тогда о каком рынке толкуют железнодорожники? Появится ли в таком случае на стальных магистралях действительно конкурентная среда?
Новая порция слухов недавно просочилась из Новосибирска: дескать, кресло министра путей сообщения РФ может занять начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько. Только вот с чего бы это нынешнего министра Геннадия Фадеева вдруг стали усиленно провожать на пенсию? Ведь Г. Фадееву совсем недавно в Госдуме РФ дали карт-бланш на проведение реформ. Как же так?
Странный аргумент в пользу А. Целько: мол, Западно-Сибирская дорога всегда была кузницей кадров МПС. Но разве кузницей кадров нельзя считать, например, Октябрьскую железную дорогу?
Руководитель ОЖД также добился впечатляющих успехов, хотя ему досталось хозяйство посложнее. Ведь на Западно-Сибирской дороге практически нет сортировок, там доминируют массовые грузопотоки, отправляемые маршрутными поездами, нет подходов к морским портам и железнодорожных погранпереездов. Управлять логистическими цепочками на Северо-Западе РФ намного сложнее и ответственнее, чем в Сибири...
Невольно всплывают другие возможные мотивы: А. Целько во времена Н. Аксененко (прежний глава МПС, смещенный со своего поста Правительством РФ) был его заместителем и возглавлял элитную службу министерства - ЦФТО, где сосредоточены аналитика о грузоперевозках и контакты с клиентурой российских стальных магистралей.
Не означает ли возврат в Москву такой заметной фигуры, что кому-то очень хочется, чтобы сейчас железнодорожные реформы повернули в иную сторону? Можно только догадываться, в какую...
|