В конце прошлого года Европейский банк реконструкции и развития выделил Правительству РФ кредит в размере $240 млн на строительство комплекса защитных сооружений (КЗС) Петербурга от наводнений
Строительство КЗС (в просторечии - дамбы) началось в 1979 году. Однако вскоре со стройкой стали связывать ухудшение экологии в акватории Финского залива, и она была заморожена.
В конце 1990-х строительство возобновили. Компетентные российские и зарубежные ученые убеждали, что грядущие наводнения - реальность, а урон от них уникальным сокровищам культуры северной столицы не поддается никакому учету. На сегодня готовность дамбы, которая должна стать частью кольцевой автодороги вокруг Петербурга, обеспечив растущий транзит грузов через Россию в Европу и обратно, оценивается в 50-60%.
В 2002 год федеральный бюджет выделил Госстрою РФ, который является генеральным заказчиком КЗС, 180 млн руб.: на 40 млн руб. меньше, чем в 2001 году. Этих денег хватает только на то, чтобы предотвратить разрушение существующих сооружений, и на их охрану.
Возможны катастрофические последствия
И вот, казалось бы, благодаря кредиту ЕБРР вопрос с финансированием одного из самых знаменитых долгостроев в Северо-Западном регионе решен.
Однако на деле бюджетное финансирование дамбы на 2003 год составляет всего 250 млн руб. Наблюдатели отмечают, что возможность реального привлечения инвестиций в 2003 году вызывает серьезные опасения.
Впервые за всю историю строительства уже более трех месяцев строительные работы на КЗС не ведутся - финансирование приостановлено. Ситуация осложняется тем, что Госстрой РФ не заключил на текущий год договора на передачу электроэнергии, на проведение водоотливных работ и на обеспечение охраны КЗС.
Следует учитывать, что главное судопропускное сооружение дамбы С-1 (рядом с Кронштадтом) сегодня представляет собой огромную чашу, где начаты работы на отметке 28 метров ниже уровня воды в Финском заливе. Если не продолжать работы, объект может быть затоплен. Последствия затопления будут катастрофическими, причем и экономически, и финансово, и экологически.
Работы не ведут и по причине того, что на стройке нет генерального подрядчика. ФГУП `Ленгидроэнергоспецстрой` (ЛенГЭСС), которое выполняло функции генподрядчика с самого начала строительства, то есть более 20 лет, эти функции потеряло.
В сентябре 2002 года ФГУП попало под процедуру банкротства. А спустя четыре месяца, 28 января 2003 года, Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области ввел процедуру конкурсного производства.
По мнению кредиторов, восстановить платежеспособность ЛенГЭСС не представляется возможным. По словам конкурсного управляющего Геннадия Хорькова, на сегодня установленная кредиторская задолженность ЛенГЭСС составляет 200 млн руб., из которых 50 млн руб. - пени и штрафы. Долг бюджету и во внебюджетные фонды - 30 млн руб.
Кредиторы могут
остаться с носом
Банкротство ФГУП инициировало весной 2002 года другое федеральное государственное унитарное предприятие `УССТ-3`, которому генподрядчик задолжал за выполненные работы 2,5 млн руб.
К иску УССТ-3 присоединились еще 5 организаций. И им ЛенГЭСС задолжал крупные суммы (в общей сложности более 50 млн руб.).
Однако наблюдатели связывали начало банкротства ЛенГЭСС с намерением Правительства РФ получить на достройку дамбы крупный кредит ЕБРР. Не случайно деятельностью ФГУП заинтересовалась Северо-Западная окружная инспекция Контрольно-ревизионного управления (КРУ) при Президенте РФ. Учитывая щепетильность ЕБРР, требовалось проверить, насколько безукоризненно ФГУП расходовало федеральные средства.
Инспекция КРУ уже выявила ряд серьезных финансовых нарушений. Например, определено, что генподрядчик передал в аренду более 450 тыс. кв. метров площадей и свыше 20 тыс. метров причалов и железнодорожных путей на условиях, при которых федеральный бюджет за 2000-2002 гг. недополучил более 500 млн руб. Счетная палата РФ определила завышенные сметы и преувеличенные расходы на управленческий персонал.
Конкурсному управляющему потребуется еще несколько недель, чтобы завершить работу по инвентаризации имущества банкрота, но уже сегодня очевидно, что имеющихся активов не хватит, чтобы рассчитаться с долгами. Дефицит составит примерно 50-70 млн руб. Так что ряд кредиторов останется с носом.
Проблему резко усугубило Министерство имущественных отношений РФ, которое уже в ходе процедуры наблюдения передало практически все имущество ЛенГЭСС проектной организации ФГУП `Гипрогор` (Москва).
Конкурсный управляющий с октября 2002 года оспаривает законность передачи имущественного комплекса в Московском арбитражном суде, который неоднократно переносит сроки рассмотрения дела. Очередное заседание по данному делу назначено на 11 марта.
|