По мере того как отходят на задний план кризисные явления в законодательной власти северной столицы, становится ясно, что ее парламент периодически трясет не только от чрезмерных амбиций тех или иных группировок и отдельных депутатов, но и от недостаточно проработанной общей юридической базы города на Неве
Даже в Мариинском дворце нет еще четкого представления о том, как и в какие сроки следует создавать эту базу, какие усилия необходимо приложить для ее чеканки и огранки. Но без такой основы нельзя двигаться вперед.
По мнению председателя комитета по законодательству Игоря Михайлова, многие негативы порождены слабым финансированием законотворческой активности. Так, в парламентской смете-2003 на подобные заботы планируется выделить чуть более 2 млн руб. (около $60 тыс.) - сумму, одновременно пугающую и смехотворную.
`Я в латах был один
за герцогским столом...`
Два миллиона рублей составляют годовой доход хорошего адвоката. Невольно возникает вопрос: зачем Северной Пальмире нужны 50 народных избранников, если все они вместе взятые стоят одного-единственного юриста? Может, достаточно пригласить профессионала-юриста, чтобы решить соответствующие городские проблемы?
Между тем казна тратит на содержание депутатского корпуса 305,6 млн руб., которые изымаются из кошелька птербуржцев. Почему же эти деньги идут на что угодно - от евроремонта до презентаций, но только не на главное занятие мариинцев - законотворчество?
Как полагает Игорь Михайлов, надо увеличить важнейшие профильные расходы минимум в 10 раз, доведя их до 20 млн руб. в год. Тогда - при наличии плана законотворческой деятельности - можно будет подсчитать среднюю стоимость каждого законопроекта, в первую очередь его подготовки.
Приходится признать, что аналогичные программы прежде верстались, исходя не из ключевых социально-экономических показателей, а из личных пристрастий их авторов-депутатов. Правовая сторона фактически исчезала из поля зрения, оказываясь в полной зависимости от профессионального уровня парламентариев.
Едва ли такой подход полезен для города. Даже если во всех депутатах внезапно проснется дипломированный юрист, времени на качественное законотворчество у них все равно не будет. Не секрет, что народные заступники обременены многими представительскими обязанностями: участие в консультациях, визитах, официальных мероприятиях, наконец, в приеме избирателей. Поэтому законотворчество целесообразно поставить на особые рельсы.
Дешево и сердито
Следует, уверен депутат, выявлять те грани общественной и хозяйственной жизни, которые остро нуждаются в законодательном регулировании, и ставить задачу перед профессиональными юристами. Они и будут готовить необходимые документы.
Нынешних двух миллионов рублей хватит, пожалуй, на три-четыре добротных законопроекта. Затем работа застопорится и все поймут, какие именно финансы нужны для нормального и бесперебойного законотворчества. А это, в свой черед, станет побудительным мотивом для изучения столь сложной головоломки, как законодательство на уровне субъекта Федерации, - ребуса, к комплексной разгадке которого никто еще в России по крупному счету не приступал.
Отсутствие выверенных законодательных планов мешает депутатам сотрудничать с исполнительной вертикалью на солидной правовой основе. Партнерство становится конъюнктурным и декларативным: чиновникам порою выгодно заполнять юридические пробелы не капитальными - на перспективу - законами, а собственными постановлениями временного характера.
Управленцы зачастую не заинтересованы поощрять законотворческий конвейер. И в таких условиях начинает казаться, что Собрание является лишним, обременительным наростом на теле нашего бедного налогоплательщика. Ничего не поделаешь: люди не привыкли еще к федеративному устройству новой России, с трудом разбираются в хитросплетениях функций и полномочий обеих ветвей власти.
Но есть и нечто неоспоримое. Слабое и хаотичное законотворчество привело к тому, что депутаты превратились в своеобразную социальную обслугу, взяв на себя роль дворников, сантехников, электромонтеров, строителей. Хотя и ребенку понятно: не дело парламентария чинить почтовые ящики и освещать лестницы - на то есть работники жилищно-коммунального блока, подчиняющиеся, кстати, исполнительным ведомствам.
Эта тенденция в скрытой форме обнаружилась и под сводами Мариинского дворца. Ключевым в структуре ЗС и по сей день считается не комитет по законодательству, а бюджетно-финансовый комитет. Такой перекос закреплялся из года в год благодаря пресловутой `коллективной поправке в бюджет`, официально выделявшей народным печальникам некоторые денежные суммы для продуктивной работы в округах.
Итог очевиден: Собрание стало филиалом Смольного по удовлетворению культурно-бытовых потребностей петербуржцев. Но смысл депутатского служения - совсем в ином. И нынешний созыв намерен изменить подходы и векторы, оздоровив обстановку и вернув все на круги своя.
Алгоритмы правотворчества
Для `разблокирования` ситуации целесообразно определить этапы большого пути. Во-первых, составить парламентский план законодательных инициатив. Во-вторых, совместить его с аналогичным `сводом`, рожденным в недрах управленческого аппарата. В-третьих, не скупиться на поощрение этой важной специфической деятельности. И, в-четвертых, устранить нездоровую конкуренцию между обеими ветвями власти: кто предложит больше законопроектов по самым разным жизненным поводам.
И депутаты, и чиновники не всегда могут написать добротные акты. Надлежит сформировать постоянный механизм, своего рода юридический цех, выпускающий правовые документы северной столицы. Лучшим средством для их изготовления был бы конкурс среди профессиональных юристов.
Законотворчество должно стать частью городского заказа, исполняемого на состязательной - стабильной и компенсационной основе. Только так можно устранить все юридические лакуны и обеспечить правовую базу нашего движения вперед.
|