Основную дискуссию на ежегодном итоговом собрании Союза городов Центра и Северо-Запада России, прошедшем в городе Боровичи Новгородской области, вызвали законопроекты `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации` и `О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон `Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`
Попытку растолковать плюсы реформы местного самоуправления, разработанной специальной комиссией по разграничению полномочий под руководством заместителя главы администрации Президента РФ Дмитрия Козака, съехавшимся из 22 городов России мэрам сделал заместитель начальника управления развития местного самоуправления Минэкономразвития РФ Сергей Мирошников.
С. Мирошников объяснил, что по новому закону финансовые полномочия местных властей станут меньше, но это будет компенсировано тем, что все расходы на здравоохранение, образование, коммунальные, составляющие львиную долю городских бюджетов, отойдут на уровень субъектов Федерации. Однако эти доводы растворились в общем хоре недовольных голосов глав муниципалитетов.
`Нас обдерут как липку, - язвительно заметил президент союза, мэр Ярославля Виктор Волончунас. - Отдав 70% муниципального бюджета в ведение области, мы вместе с этими средствами отдадим не только возможность маневра, право на получение субсидий, но и саму власть, которая невозможна без денег. Зачем тогда новый закон предписывает в несколько раз увеличивать депутатский корпус на уровне местного самоуправления, если депутатам и решать-то нечего будет: бюджет и без них разделят в региональном центре. Какая разница, у кого - у области или у города - не хватит денег, чтобы выплатить зарплату, к примеру, тем же учителям? Виноватым все равно будет тот, кто ближе к населению, то есть председатель муниципалитета`.
Абсолютно необоснованным назвали мэры и предполагаемое увеличение числа муниципальных служащих, депутатов представительных органов, которые к тому же должны будут работать на постоянной основе. `Похоже, в правительстве никто даже не пытался посчитать, во что это обойдется бюджету, - сказал мэр Пскова Михаил Хоронен. - Депутатам потребуются новые здания, условия для работы, приличные зарплаты`. `Да и непонятно: почему именно 50 депутатов должно быть в городе, независимо от того, 500 тысяч в нем населения или миллион?` - поддержал коллегу В. Волончунас.
Оказалось, научного обоснования этой цифре нет. Как сказал С. Мирошников, `при разработке проекта мы обратились к дореволюционному опыту: в 460-тысячном Омске было 60 депутатов`.
`И почта голубиная была, - добавили с мест непослушные мэры. - А в Вологде до революции хватало 12 депутатов. Интересно, в правительстве и федеральный бюджет так рассчитывают, заглядывая в святцы?..`
Главными же недостатками предложенных комиссией Д. Козака законов, по мнению собравшихся глав муниципалитетов, являются `целеустремленная направленность на ограничение самостоятельности субъектов РФ и укрепление механизмов одностороннего влияния центра на региональные органы власти`. Вот этого мэры ни понять, ни простить не могли.
Выслушав замечания, представители правительства и главного территориального управления Президента РФ со многими из них согласились. Но, как сказал С. Мирошников, `после первого чтения основные положения законопроектов меняться уже не будут`. Тем не менее он посоветовал мэрам донести все высказанные соображения до Госдумы, которая 18 марта планирует провести парламентские слушания по проблемам местного самоуправления.
Приняв резолюцию, Союз городов Центра и Северо-Запада России делегировал Виктора Волончунаса выступить с ней перед законодателями и предложить внести в законопроекты соответствующие поправки.
|