- Не секрет, что в последнее десятилетие социальные гарантии наемных работников далеко не везде соблюдаются, так как разрушилась привычная схема взаимоотношений между работодателем и работником. Из жизни трудящихся на большинстве судов рыбной отрасли исчезло главное связующее звено - профсоюз.
Как показывает практика, в одиночку рыбаки не в состоянии отстоять свои права. Именно разобщенность работников позволяет работодателю нарушать законодательство, а иногда и совершать откровенное мошенничество. Поэтому наши рыбаки, оказавшись на бербоут-чартерных судах, теряют зачастую ту социальную защищенность, которую они имеют на судах, работающих под российским флагом в российской компании.
И мы уже слышали не раз, что появились компании, которые набирают рыбаков, а затем не выплачивают зарплату, а то и бросают экипаж на произвол судьбы за границей.
Попав в беду, российские моряки пытаются найти помощь у заграничных профсоюзов. Да, там им зачастую оказывают благотворительную помощь, собирают деньги, чтобы бедолаги могли добраться до дома.
Но - увы! - и заграничный профсоюз не в состоянии порой действовать в правовом поле, чтобы защитить законные права рыбака.
Конечно, нарушение международных норм не могло бесконечно долго продолжаться. И одним из первых не выдержал правового беспредела профсоюз моряков Норвегии - самой социалистической страны, соседствующей с Россией. Он заявил, что норвежцы готовы бойкотировать те бербоут-чартерные суда, которые не будут соблюдать нормы международной Конвенции по социальной защите рыбаков.
Надо подчеркнуть: норвежцы не заинтересованы в бойкоте, это был бы удар и по их экономике. Однако они отдают отчет своим словам и поступкам, когда готовы пожертвовать экономической выгодой ради торжества законных прав моряков. Поэтому у нас нет сомнения, что если бы российские работодатели и впредь стали игнорировать международную конвенцию, то норвежский профсоюз сдержал бы свое обещание.
Возникает закономерный вопрос: может быть, российский профсоюз работников рыбного хозяйства до вмешательства норвежских коллег не принимал никаких мер по защите тружеников моря?
Это не так. Несмотря на то что профсоюз за последнее десятилетие оказался в сложной ситуации и ему еще надо немало приложить усилий, чтобы восстановить силы и влияние в коллективах, мы все эти годы старались удерживать рыбаков от их необдуманного, а то и просто трусливого ухода из профсоюза. Работодатели ведь разные. Судовладельцами оказываются зачастую и далекие от моря люди, `мешки с деньгами`, у которых одна задача - побыстрее окупить затраты на приобретение судна, поэтому им дела нет до нужд людей.
Мы используем все возможности, чтобы сохранить профсоюзные организации в тех флотах, предприятиях, где работают наши старые мурманские кадры, понимающие, что необходимо соблюдать законодательство, работать в правовом поле. Там и зарплату выплачивают, и страхуют рыбаков, и с выплатой налогов все в порядке. Таких судовладельцев, кстати, у нас немало. Хуже обстоят дела на бербоут-чартерных судах, их на учете около сорока.
Как только началась со стороны норвежского профсоюза кампания по подготовке к бойкоту, наш профсоюз, и Арктическая региональная организация Российского профессионального союза моряков, с которой у нас есть определенные разногласия, объединили свои требования к работодателям.
В итоге состоялась встреча (при участии председателя комитета по рыбохозяйственному комплексу Мурманской области А. Евенко и председателя Мурманского облсовпрофа А. Первухина) в Киркенесе с первым национальным секретарем ЦОПН Пером Гуннаром Ольсеном и председателем профсоюза норвежских моряков Свеном Торе О`Фальком. На ней было подписано соглашение о сотрудничестве.
Кстати, у меня есть доверенность от Карельского профсоюза работников рыбного хозяйства - ведь суда из Карелии тоже работают в Северном бассейне, как и рыбаки из Карелии трудятся на судах, владельцами которых являются мурманские фирмы. Поэтому, по существу, я защищаю и интересы карельских рыбаков. Да и как иначе, если проблемы общие!
В последнее время мы провели переговоры со многими судовладельцами. Среди них еще есть те, кто пока `не созрел` до подписания соглашения о минимальных тарифных (или отраслевых) ставках, которые должны действовать на рыбодобывающих и рыбообрабатывающих предприятиях. При этом они ссылаются на то, что в их компании, мол, нет нарушений международной конвенции.
Уверен, что совместными усилиями профсоюзы добьются, чтобы работодатели соблюдали международные нормы. Ведь во всем цивилизованном мире взаимоотношения между работодателями и работниками строятся по принципу социального партнерства. Этот принцип, кстати, заложен и в новом Трудовом кодексе Российской Федерации.
|