Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Автоперевозки - на финской игле - ЭиВ N 8 (445)
ТРАНСПОРТ
Автоперевозки - на финской игле
No. 8 (445) 03.03.2003
Борис УШАКОВ
Возможности автотранспортной инфраструктуры значительно отстают от потребностей народного хозяйства страны в обеспечении международных перевозок. Попробуем оценить, какими темпами они будут увеличиваться, на каких направлениях и какова окажется доля российских транспортных компаний



Начнем с того, что на глобальном мировом рынке за последние два года, несмотря на все проблемы его развития, связанные с кризисом в секторе высоких технологий, кардинальных изменений не произошло.

Ведущей державой в мировом товарообороте по-прежнему остаются США. Их доля, в частности по объему импортных операций, равна доле всех стран ЕС вместе взятых. На втором месте после США - Германия.

По данным Минэкономразвития РФ, наша страна, как обычно, вывозит за рубеж в основном сырье - 80% от стоимости экспорта. Доля продукции машиностроения составляет менее 10%. А среди импорта, наоборот, машины и оборудование занимают свыше 30%.

Остаются значительными закупки Россией мяса и медикаментов. Не меняются и основные торговые партнеры РФ: это Германия, Италия, США, Китай, Великобритания и Польша.

В товарной и региональной структурах импорта в 2003 году, судя по прогнозам Государственного таможенного комитета РФ, существенных изменений не предвидится. Ведь в 2003 году ожидается только ускорение темпов роста российского экспорта (+5% к 2000-му) и импорта (+11%).

Разница в динамике экспорта и импорта незначительно увеличится, однако до выравнивания пропорций внешнеторгового баланса в пользу второго слишком далеко.

Все эти тенденции касаются массовых грузов, которые обслуживаются в основном трубопроводным и железнодорожным транспортом. Доля автоперевозок по сравнению с ними незначительна (7%). И все же эти процессы определяют рамки развития международных автомобильных грузопотоков через границу с Россией. Их динамика остается достаточно высокой.

Не исключено, что на автотранспорте темпы прироста могли быть и выше, если бы они не сдерживались административными барьерами. Типичный пример - конфликтная ситуация с минтрансом Финляндии по поводу квот для национальных автоперевозчиков. В результате часть российских фур переключилась на другие направления. В частности, повезли грузы из Азии, которые до этого отправляли на морских паромах через Европу в Россию.

Если финские автовладельцы будут поступать так и впредь, то их коллегам, финским стивидорам, представится повод поблагодарить их за потерю части грузопотоков, которые упустили в результате морские терминалы страны Суоми.

Впрочем, этот маневр российских автотранспортников практически не повлиял на общую картину логистических цепочек на Северо-Западе РФ. По-видимому, дело в том, что главным контрагентом России по импорту по-прежнему является Финляндия. А ее доля в общем количестве грузов, ввезенных в РФ на автотранспорте, составляет почти 38% и более чем в 4,5 раза превышает объемы импорта из Китая. Ввоз товаров по автомобильным трассам из других стран не превышает 8%.

Больше всего импорта по автотрассам поступает из Финляндии (61% от общего объема автоперевозок). Удельный вес остальных стран в автоперевозках, за исключением Китая, в России не превышает 4,4%.

В основном импорт ввозят в Москву и Петербург (их доли соответственно 39% и 11%). На третьем месте - Калининградская область. Доли остальных субъектов РФ в суммарном объеме не превышают 7%.

Больше всего отечественных товаров экспортируется на грузовиках опять-таки из Карелии (38%) и Ленинградской области (17%). В основном вывозят древесину в Финляндию. Вместе с бумагой доля лесопродукции составляет около 65% от всех грузов.

По экспорту Петербург и Москва - на третьем и четвертом местах. Отсюда транспортируют в первую очередь черные и цветные металлы, продукцию машиностроения. Доля остальных российских регионов в данных видах транспортировки грузов не превышает 4%.

Через Северо-Запад РФ на грузовиках доставляют товары народного потребления и химической промышленности (50%), которые поставляются преимущественно из Финляндии.

До 76% от общего объема международных грузоперевозок автотранспортом следуют по российским дорогам, входящим в состав международных транспортных коридоров. Доля транзита через РФ невелика - около 3% от общего объема товаров.

За последние пять лет доля российских автоперевозчиков во внешнеторговых перевозках грузов в целом по России увеличилась до 36% против 25% в 1998-м. Но, по неофициальным данным, этот процесс затормозился и иностранные перевозчики отвоевывают позиции. Это связано с ужесточением международных конвенций, регламентирующих содержание вредных веществ в автомобильных выхлопах. В результате для части подвижного состава российских перевозчиков закрывается доступ в европейские страны.

Для стимулирования автоперевозок в России необходимы коррективы госполитики. Причем ради национальной безопасности следует переориентировать часть российских экспортно-импортных грузопотоков с финского направления на другие трассы.

Именно там, вероятно, и целесообразнее в первую очередь укреплять инфраструктуру. Слишком уж велики становятся риски потерь доходов от дискриминации, с которой периодически сталкиваются отечественные перевозчики на границе с финской стороны.



Доли стран,

импортирующих и экспортирующих товары на автотранспорте,

в российском грузообороте (%)

Страна Импорт Экспорт

Финляндия 37,6 61,2

Китай 8,1 4,9

Украина 7,8 4,0

Литва 5,8 *

Латвия 5,3 2,3

Германия 5,1 *

Эстония 4,6 4,3

Польша 4,2 *

* Данные отсутствуют
Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru