Центр стратегических разработок `Северо-Запад` совместно с МГТУ имени Баумана, консалтинговыми компаниями Bauman Innovation (Россия) и Economic Competitiveness Group (Калифорния, США) провели семинар `Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти`
В семинаре приняли участие чиновники разных уровней, занимающиеся вопросами развития территорий, представители бизнес-ассоциаций и союзов, торгово-промышленных палат Северо-Запада, регионального бизнеса.
С интересными докладами на семинаре выступили президент Economic Competitiveness Group Алек Хансен, управляющий партнер консалтинговой компании Bauman Innovation Сергей Лозинский и руководитель кластерного проекта МГТУ имени Баумана Алексей Праздничных.
Под термином `кластер` понимается объединение компаний, которые экспортируют свою продукцию за пределы территории, и сеть поставщиков оборудования, комплектующих, услуг и другого. Классические примеры успешных кластеров - группы компаний в области информационных технологий в Силиконовой долине, телекоммуникаций в Хельсинки, производства кинофильмов в Голливуде.
В условиях глобализации источником конкурентоспособности регионов становится удачное использование местных особенностей.
Термин `кластер` стал популярен среди экономистов в конце 1980-х годов. Сейчас применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий.
Докладчики рассказали о кластерной теории и о том, как ее можно применять для экономического развития регионов. На семинаре был рассмотрен не только зарубежный, но и российский опыт. У нас есть опыт построения льняного кластера в Тверской области, лесного кластера в Пермской области, развития сектора сервисных предприятий в Москве.
В ходе дискуссии участники выделили следующие перспективные для экономики Северо-Запада кластеры: судостроительный, пищевой, энергетический, лесной, металлургический, информации и телекоммуникации, транспортный и производство стройматериалов.
Развитие кластеров выгодно и крупному и малому бизнесу. Крупный бизнес может снизить издержки и повысить качество продукции. Так, на семинаре была высказана идея о том, что российские автопроизводители могут добиться успехов только при развитии соответствующих кластеров. Применение кластерного подхода может не только стимулировать развитие местного бизнеса, но и привлечь в регион значительные внешние инвестиции.
Горячее обсуждение развернулось вокруг двух вопросов: можно ли применять западные методики создания кластеров в России и кто должен стать инициатором создания кластеров - территориальные власти или бизнес-сообщества, преследующие свои коммерческие интересы.
|