По мнению специалистов Национального инвестиционного совета (НИС) и Российской академии наук (РАН), присоединение России к ВТО принесет минимальный негативный эффект. Его диапазон - объем ВВП минус один процент
На начальном этапе возможен даже дополнительный рост ВВП на 0,6%. Это связано с ростом производства импортозамещающей продукции на 2,7% вследствие роста ввозных пошлин. Однако этот прогноз станет реальностью при условии, что будет принят уровень связывания пошлин, указанный в переговорных предложениях российской стороной.
Меньше всего влияния присоединение к ВТО окажет на российский экспорт. Его топливно-сырьевая часть, составляющая 2/3 вывоза, не подвержена серьезным ограничениям на мировых рынках. Для оставшейся трети, на которую распространяются льготы ВТО, ситуация не изменится, поскольку Россия уже имеет доступ к тем конвенционным ставкам тарифов, которые страны - члены ВТО установили для себя.
В положительную сторону может измениться и ситуация с антидемпинговыми санкциями в отношении РФ. Например, при пересмотре этих санкций ущерб, оцениваемый Минэкономразвития РФ в $3,5 млрд в год, вероятно снизится на 30-40%.
Однако на ряд отраслей российской промышленности, особенно на те, в которых преобладают градообразующие предприятия, членство в ВТО окажет серьезное воздействие. С одной стороны, по расчетам, опирающимся на принятие российских предложений по тарифам, возможен рост импортозамещающего производства. Так, например, увеличится выпуск обуви (на 1,3%), одежды (на 1,6%), телевизоров (на 1,7%), ликероводочной продукции (на 11,6%), виноградных вин (на 25%), мяса птицы (на 12,4%).
С другой стороны, не исключено появление проблем в пищевой, фармацевтической, мебельной, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей промышленности.
Для высокотехнологичных отраслей присоединение к ВТО будет проблемным. Доля их продукции в российском экспорте составляет 1%. Это говорит о том, что в рамках ВТО они довольно слабые конкуренты. Их судьба будет зависеть от того, в какой степени в экономике страны будет востребована отечественная наука и как Россия сможет использовать механизмы государственного стимулирования инноваций, разрешенные ВТО.
Пищевая промышленность не в состоянии пока насытить российский рынок прежде всего мясными и молочными продуктами, сахаром, растительными маслами. Предприятия отрасли свою продукцию импортируют. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия, пока заметно ниже заявленных Россией.
Ключевым на этих обсуждениях, тем не менее, является вопрос о допускаемых ВТО размерах господдержки сельского хозяйства. Сегодня в РФ они на порядок ниже, чем в ЕС и США, хотя предприятия работают в гораздо менее благоприятных условиях.
При запрошенных сельхозпредприятиями для поддержки $13 млрд в год реальные бюджетные ассигнования составляют $1 млрд. Другие варианты решения этого вопроса исключаются.
Обострение конкурентной борьбы ожидается на рынке мебели. Мебельная промышленность находится на подъеме и активно осваивает отечественный рынок. В такой ситуации для нее важен каждый процент импортного тарифа, а названные Россией изначально ставки, скорее всего, удержать не удастся, считают в Минэкономразвития РФ.
Развивается и фармацевтическая промышленность. Ее доля на рынке выросла с 30% в 1997 г. до 50% в 2001 г. Предприятия отрасли намерены довести эту цифру до 70%. Однако, как и в отношении мебельной промышленности, первоначально заявленные ставки придется снижать. Это также усилит конкуренцию на рынке. Правда, потребитель от этого, скорее всего, выиграет, считают специалисты НИС и РАН, так как ряд российских аналогов по качеству значительно хуже зарубежных препаратов.
Обострится конкуренция и в химической промышленности. Эксперты считают, что даже при сохранении заявленных ставок возможно ухудшение ситуации в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов. Ситуация
усложнится недозагрузкой многих предприятий. Более того, можно ожидать войны цен на рынке моторных масел и автокосметики, который сейчас наши нефтяники пытаются отвоевать у зарубежных поставщиков.
Вступление в ВТО поставит в еще более сложное положение авиастроение, которое борется за свое выживание. Одна из основных его проблем - отсутствие внутреннего рынка сбыта, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей.
Партнеры России настаивают на присоединении отрасли к необязательному соглашению ВТО по авиатехнике. Оно устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на продукцию и вводит ограничения на шумовые параметры. Их не выдерживает 80% действующего гражданского авиапарка. Отрасли сегодня необходимо восстановление госзаказа или аналогичных ему мер, без которых авиастроение сохранить вряд ли удастся.
Государственные меры по поддержке автостроения, которые заключаются в привлечении иностранного капитала и повышении ввозных пошлин, выходят за рамки заявленных Россией предложений и вряд ли получат согласие ВТО.
Может выиграть от вступления в ВТО российская металлургия. По крайней мере, от вероятного пересмотра антидемпинговых санкций на ее продукцию. Состояние же отрасли в первую очередь будет зависеть от цен на услуги отечественных естественных монополий.
|