В 2001 году вступили в действие два реформированных налога - на доходы физических лиц и единый социальный налог (ЕСН). За счет снижения ставки подоходного налога и введения регрессивной шкалы ЕСН предполагалось вывести заработные платы россиян из `тени` и повысить поступления в бюджет. Чтобы работодатель показывал реально выплачиваемую зарплату, предусмотрена льгота в виде регрессивной шкалы налога: чем выше уровень легальной зарплаты, тем относительно меньше доля социального налога.
Напомним, что сейчас верхняя ставка ЕСН - 35,6% фонда оплаты труда. Распределяются деньги так: 28% идет в бюджет Пенсионного фонда, 4% - в Фонд социального страхования и 3,6% - на медицинское страхование.
Однако революции не произошло. Предприниматели предпочитают платить ЕСН по верхнему пределу, но с маленькой зарплаты, а остальное компенсировать работникам в `конвертах`.
С такой политикой работодателя соглашается и сам работник, желающий повышения зарплаты любой ценой `здесь и сейчас`. Ведь зарплата - это реальность, а потеря трудоспособности - лишь будущая возможность. Такая игра в `кошки - мышки` наносит вред не только экономике, но и, в первую очередь, самим работникам, так как ряд социальных выплат зависит от официальной заработной платы.
При наступлении случая временной нетрудоспособности работника средства на оплату больничного листа черпаются из Фонда социального страхования, а занижение работодателем фактических выплат зарплаты уменьшает поступление этих средств. Естественно, это сказывается на размере пособия по временной нетрудоспособности, так как для его исчисления главным являются официальный средний заработок и продолжительность непрерывного трудового стажа работника.
А если с работником произойдет несчастный случай на производстве, то гарантированное возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, будет исчислено из того же официального среднего заработка и, скорее всего, оно составит минимальную сумму.
Из средств Фонда социального страхования выплачиваются также пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за детьми-инвалидами, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, пособие на погребение и иные виды социальной помощи. Таким образом, по собственной воле работника ограничиваются его конституционные права как гражданина на гарантированное социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ). Кроме того, уход от уплаты налогов не позволяет финансировать в полном объеме статьи расходов как областного бюджета, так и бюджетов муниципальных образований и, в первую очередь, по отраслям социальной сферы... |