Бурные события, развернувшиеся в Петербурге в Мариинском дворце, лишний раз подтвердили, что городскому парламенту необходима стройная продуманная структура, которая основана на четких уставных нормах. Но и сам Устав Петербурга в таком случае должен гармонировать с современными социально-политическими реалиями
Между тем конституция Северной Пальмиры, принятая в январе 1998-го, была написана наспех, полна противоречий, а ее авторы ставили своей главной целью перетягивание системного одеяла с исполнительных верхов на законодательные. Недостатки этого документа ощущаются на каждом шагу.
Все больше парламентариев полагают, что устав следует серьезно изменить. Однако, по мнению депутата Олега Нилова, разработка корректировок потребует времени. Вместе с тем откладывать решение уже нельзя. В Петербурге действует 50-окружная мажоритарная избирательная модель, но она стремительно устаревает и не соответствует статьям нового ФЗ `О смешанной системе голосования в регионах`. На это, в частности, обращал внимание председатель Центризбиркома А. Вешняков.
В ближайшее время северная столица обретет иную избирательную схему, нежели та, к коей мы привыкли. Основательно изменятся очертания округов, и поэтому народные заступники, видящие в уставе своеобразную священную корову, быть может, работают сегодня отнюдь не с тем электоратом, который даст им оценку на следующих выборах.
Многим невдомек, как даже малейшие подвижки на карте затрагивают благополучие парламентского корпуса. Например, декабрьская неудача депутата Валерия Назарова объясняется тем, что после всех `перенарезок` у него оказались 40% незнакомых избирателей.
Изменение основного закона Петербурга коснется и численного состава депутатского корпуса. Согласно новому федеральному закону выборы не только в Госдуму, но и в местные органы будут проходить с лета 2003 года по паритетному принципу: половина парламентариев избирается от мажоритарных округов, а половина - от партийных списков (без привязки к конкретным округам).
Смысл данной `сетки` понятен: списки смогут предлагать лишь региональные филиалы общероссийских партий, ЦК и ПК которых находятся, естественно, в Москве, неподалеку от Кремля. Президентская администрация получает козырь для влияния на процесс выборов в субъектах РФ и на работу значительной части местных депутатов. Это поможет кремлевской элите объединить начавшую было распадаться страну и энергично противостоять сепаратизму. Но для местных парламентов подобная схема станет (особенно с непривычки) определенным несладким бременем: придется радикально перекраивать всю окружную карту и заметно увеличивать число народных заступников.
По словам О. Нилова, есть три основных варианта выхода из положения. Во-первых, удвоить депутатский корпус, расширив его ряды до 100 бойцов. Однако это не лучшая рокировка: резко возрастут расходы на содержание парламента, ослабнет его работоспособность, появятся дополнительные фракции, а с ними и лишние интриги - возникнет много шума из ничего.
А ведь, скажем, в Московской городской думе трудятся всего 35 депутатов. Видимо, мэр Юрий Лужков и спикер Владимир Платонов доведут свои рати до 70 штыков. Уже одно это свидетельствует против питерской раздутой парламентской сотни.
Во-вторых, можно оставить нынешние 50 человек (по 25 одномандатников и списочников). Главным минусом в таком случае окажется чрезмерное разрастание городских округов, в каждом из которых будет не 75-80 тысяч, а 150-160 тысяч избирателей. Несложно представить и грандиозный объем предстоящей депутатской работы, и неизбежную потребность парламентариев в добавочных помощниках.
В-третьих, предлагается ввести в Петербурге 70-75 электоральных `квадратов`, сравняв тем самым их количество в обеих столицах. Тогда в ЗС придут 35 мажоритарников и 35 партийцев. Пожалуй, отметил О. Нилов, этот вариант является и компромиссным, и оптимальным. Округа разбухнут только в полтора раза, и Собрание сохранит относительную `связь с землей` и немалую работоспособность.
Все грядущие перемены обязательно отразятся и на внутренней структуре петербургского парламента. Увеличение депутатского корпуса потребует не ограничивать впредь количество структурных подразделений. В мариинской элите должно быть шесть лидеров: председатель ЗС, представитель Собрания в Совете Федерации, два вице-спикера и руководители обоих комитетов - бюджетно-финансового и по законодательству.
Важно, кроме того, гарантировать представительство всех фракций в ключевых структурных ячейках. Нельзя отрицать, что в недавно созданный блок `Единый город` (при всех его недостатках) входят опытные депутаты, и надо дать им возможность, наравне с коллегами из прочих альянсов, трудиться на всех уровнях законодательной власти. Это обеспечит высокое качество парламентской деятельности.
|