Упредпринимателей Петербурга - очередная головная боль. После выхода в свет распоряжения администрации города `Об упорядочении применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением
в Санкт-Петербурге` от 22.11.2002, всех уличных торговцев обязали использовать кассовые машины при расчетах с покупателями. Как всегда, возникло немало вопросов:
не нарушила ли администрация права предпринимателей, не станет ли введение ККМ поводом наказать несговорчивых бизнесменов?
Есть и другие вопросы: какие машины лучше использовать, как заключать договор на обслуживание ККМ? Поэтому сегодня на некоторые вопросы, связанные с реализацией этого распоряжения (N 2344-ра), мы пригласили ответить специалистов
- Может ли контрольно-кассовая машина работать в условиях влажности и различных температур? Не отразится ли это на качестве работы?
Сергей Кудряков, заместитель заведующего лабораторией эталонных образцов контрольно-кассовых машин при Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ:
- Контрольно-кассовые машины (ККМ) разработаны с учетом не только технических требований, утвержденных ГМЭК по ККМ, но и условий, в которых они функционируют. В связи с выходом распоряжения администрации Петербурга от 22 ноября 2002 года (N 2344-ра) `Об упорядочении применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в Петербурге`, для применения в условиях уличной торговли (низкие температуры, влажность и осадки, пыль и другое) из 130 ККМ, включенных в Государственный реестр ККМ, приведены 20 моделей.
Условия, в которых работают продавцы на улице, иногда близки к экстремальным. Сразу хочу предупредить, что ККМ, работающие в воде, вы не найдете, но такую модель сделать можно. Разумеется, ее цена будет намного выше стоимости тех ККМ, которые есть сегодня и могут работать на улице. Разумнее подумать о том, как уменьшить влияние неблагоприятных условий на ККМ и как правильно их применять при уличной торговле: пример тому - торговля цветами (созданы условия для сохранения цветов при низких температурах, а не во влажности).
Если предприниматель заинтересован в сбережении товара и торгового оборудования, он обязательно найдет варианты решения проблем, а специалисты центров технического обслуживания (ЦТО) ККМ - помогут.
Сейчас в Петербурге работает более 70 ЦТО. Это специалисты высокой квалификации, с большим опытом в области технического обслуживания и ремонта ККМ. Частое заблуждение начинающего работать с ККМ предпринимателя: моя касса, что хочу, то и делаю. Продажа, техническое обслуживание, ремонт и другие мероприятия, связанные с вводом в эксплуатацию ККМ, обязательно проводятся с участием персонала ЦТО, а за правильное применение ККМ отвечает тот, кто на ней работает.
Что и как следует делать потребителю ККМ и специалисту ЦТО подробно разъяснено в Типовых правилах эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и Положении о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в Российской Федерации, а также соответствующей технической документации на контрольно-кассовые машины.
Для предпринимателя, ведущего торговлю, полезно знать требования ГОСТ 51305-99 `Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу`, а также содержание постановления Правительства РФ от 28 октября 2000 года N 823 `Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования`.
После изучения этих документов станут понятны права и обязанности персонала, работающего в торговле с применением ККМ, и многие негативные факторы в отношении ККМ исчезнут.
Консультации и обучение работе на ККМ обеспечивают специалисты ЦТО.
- Реально ли приобрести контрольно-кассовую машину в ЦТО? Как оформляется покупка?
С. Кудряков: У ЦТО Петербурга хорошие контакты с поставщиками ККМ и проблем с покупкой ККМ не возникает. Приобретаемая машина должна быть разрешена к применению на территории РФ (официальные сведения и данные ККМ, включенных в Государственный реестр ККМ и разрешенных к регистрации на территории РФ, можно посмотреть на сайте www.gmek-kkm.ru).
Обязательным условием применения ККМ является заключение договора предпринимателя с ЦТО на техническое обслуживание ККМ, в котором указываются как обязательные, так и дополнительные условия применения и требования к ККМ в соответствии с характеристиками и параметрами, приведенными в эксплуатационно-технической документации на ККМ.
Если характеристики и параметры ККМ и гарантированные условия функционирования не соответствуют сведениям, приведенным в документах, предприниматель имеет право заменить или вернуть ККМ в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
Не следует забывать и о требованиях к предпринимателям: по оборудованию рабочих мест для ККМ, обучению своего персонала работе на ККМ, соблюдению правил эксплуатации контрольно-кассовых машин.
- Возможна ли работа ККМ в течение 6-7 лет независимо от внедрения ЭКЛЗ, если не меняется организационно-правовая форма юридического лица?
С. Кудряков: В этом случае потребитель применяет ККМ в течение срока амортизации - не более 7 лет. Однако с учетом бурного развития техники и информационных технологий, уверен, что предприниматели заменят ККМ на более современные гораздо раньше.
- Правомерны ли действия администрации Петербурга, принявшей распоряжение `Об упорядочении применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в Петербурге` от 22.11.2002 N 2344-ра?
Ольга Жукова, заместитель начальника Управления потребительского рынка - начальник отдела контроля и защиты прав потребителей:
- Действия администрации Петербурга правомерны. Орган исполнительной власти субъекта РФ имеет право в соответствии постановлением правительства России от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления правительства 19.12.97 N 1607) принимать решения об ограничении действия Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
По этой причине попытки оспорить законность распоряжения несостоятельны. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Петербургу неоднократно обращалось в городскую администрацию, указывая на необходимость принятия данного распоряжения.
- Не создаст ли введение данного распоряжения дополнительные проблемы на потребительском рынке?
О. Жукова: Да, проблемы существуют. Органы контроля и надзора постоянно указывают на низкий уровень организации торговли на рынках, комплексах и зонах мелкорозничной торговой сети, поднимая вопрос о необходимости сокращения этих зон.
Тенденция сокращения этих объектов есть, но многие зоны достаточно активно реконструируются.
Кроме того, более низкие цены на рынках и в торговых зонах в значительной степени влияют на снижение уровня цен на потребительском рынке Петербурга, что немаловажно для населения.
Эти обстоятельства являются главными аргументами против радикальных мер по резкому сокращению количества объектов мелкорозничной торговли. С другой стороны, имеют все основания замечания контролирующих органов и финансистов о недополучении бюджетом города значительных средств для обеспечения в первую очередь социально-незащищенной, неработающей части населения из-за искажения истинного количества доходов, подлежащих налогообложению.
Новое распоряжение, расширяющее сферу применения контрольно-кассовых машин, решает вопросы защиты прав потребителей.
- Как складываются взаимоотношения центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин и предприятий торговли?
О. Жукова: При проведении аттестации центров технического обслуживания (ЦТО) контрольно-кассовых машин мы столкнулись с отсутствием официальных претензий со стороны предприятий потребительского рынка по вопросам эксплуатации ККМ - ни санкций, ни расторжений договоров об обслуживании. У многих ЦТО есть все возможности для выполнения заказов торговли. Работать можно с любым из центров, выбирать наилучшие условия и подходящую технику, а требования к ее
эксплуатации нужно закладывать в условия договора.
- Накопилось много жалоб на представителей контролирующих органов. Это и необоснованность проверок, превышение полномочий. Что Вы можете сказать по этому поводу?
О. Жукова: Администрация города не наделена функциями контроля, но мы активно участвуем в составе комиссий при проведении комплексных проверок, защищая как права потребителей, так и предпринимателей, проводим разборы нарушений.
Как правило, обвинения безадресные. Готовы объективно рассмотреть любые обращения. Но уже действует вполне реально Закон Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 134-фз `О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении Государственного контроля (надзора)`.
Этот документ реально работает, регламентирует порядок проверок и регулирует отношения между органами госконтроля и предпринимателями (например, плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в два года).
- Обслуживаете ли Вы на практике контрольно-кассовые машины при торговле на улице?
Михаил Александров, генеральный директор ООО` СЕРВИС `:
- Сегодня есть ряд моделей ККМ, которые можно использовать при уличной торговле, например: АМС-101Ф, АСТРА-100Ф,
КАСБИ-03Ф, Меркурий-115Ф.
В ЦТО обсуждали на техническом совете и общем собрании механиков вопрос, какая машина более удобна в этом случае. В результате приняли решение рекомендовать использовать для уличной торговли кассовую машину КАСБИ-03Ф, наиболее полно удовлетворяющую требованиям по работе в жестких климатических условиях эксплуатации.
ККМ имеет несколько вариантов исполнения и может работать в диапазоне температур от -20°С (и даже от -30°С) до + 50°С, относительной влажности до 80% (при +30°С) и атмосферном давлении от 630 до 800 мм ртутного столба.
Владимир Швед, заместитель генерального директора ЦТО ЗАО `ЭТИМ`:
- Производители контрольно-кассовых машин предлагают ряд портативных машин с учетом перечисленных особенностей. Каждая имеет внутренний аккумулятор, позволяющий оформить 500-700 чеков без подзарядки.
Средние габариты не превышают размеров настольного телефона, вес от 400 г до 1,8 кг с аккумулятором. Индикаторы - двух видов (жидкокристаллические и светодиодные). И если первый требует внешнего освещения, то на ККМ со светодиодным индикатором можно работать в полутьме.
Эти модели специально разрабатывались для торговли на улице.
Дополнительными испытаниями производители гарантируют работу и при -25°С. При этом ресурс аккумулятора на такой ККМ, как Меркурий-115Ф, позволяет выдать 500 чеков.
|