Характерной чертой современного инвестиционного процесса в России стало не только снижение объема инвестирования, но и нарастание массы изношенного оборудования и строительных элементов зданий
По оценке специалистов, сегодня реально востребовано примерно 55% основного капитала в промышленности, а остальная часть находится вне спроса и требует замены на новой технологической основе. Невостребованные 45% основных фондов - это рост производственных затрат (следовательно, удорожание отечественных товаров), это снижение и без того их низкой конкурентоспособности. О масштабах инвестиций свидетельствуют следующие цифры. Объем реальных инвестиций в России в 1999-2001 гг. составил около 5-6% к валовым инвестициям США, 7,5-8% - Японии, 13% - к объему инвестиций Германии.
Поскольку в России сегодня должным образом не работают рыночные факторы, для решения инвестиционной проблемы необходимо усиление государственной инвестиционной политики.
Ленинградская область по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в 2000-2001 гг. (3 420 руб.) занимает 2-3-е место среди субъектов РФ. По объему прямых инвестиций область также находится в числе лидеров. По мнению журнала `Эксперт`, Ленобласть занимает 20-22-ю позицию среди российских территорий по уровню инвестиционной привлекательности.
Для сохранения этих позиций правительство области реализует модель инвестиционного процесса, которая базируется на следующих принципах:
- сохранение благоприятного инвестиционного климата (дальнейшее совершенствование закона `Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области`;
- расширение прав и укрепление инвестиционной базы органов местного самоуправления;
- развертывание сети региональных инвестиционных банков (как правило, филиалов крупных банков), инвестиционных фондов, страховых компаний;
- упор на собственные источники финансирования и прежде всего, амортизацию, прибыль, средства населения;
- широкое привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций на базе предпринимательской, арендной, концессионной, партнерской и других моделей;
- развитие конкуренции на всех стадиях инвестиционного цикла и прежде всего, за счет торгов, обеспечивающих прозрачность сделок и создание конкурентной среды;
- повышение удельного веса прогрессивных форм управления инвестиционным процессом - проектно-изыскательских работ (строительства, ввода в эксплуатацию) путем внедрения так называемых прокьюремент систем, что означает не только обоснование бизнес-идеи, ее реализацию, но и сопровождение проекта на стадии эксплуатации и, прежде всего, на этапе срока окупаемости проекта. Прокьюремент, или логистика, инвестиционного проекта позволит преодолеть разорванность стадий инвестиционного цикла;
- обеспечение государственных гарантий по страхованию инвестиционных рисков.
Основа инвестиционной привлекательности Ленобласти - предоставление режима наибольшего благоприятствования инвесторам путем предоставления налоговых льгот (действует закон `Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области`: после того как инвестплан завершен и инвестор вернул вложенные средства, он еще на два года освобождается от уплаты местных налогов).
С первых дней действия закона правительство области заявило о своей готовности компенсировать инвесторам потери, связанные с принятием на федеральном или областном уровне законов, приводящих к уменьшению предоставленных налоговых льгот. Характерный пример - принятие закона о внесении изменений в закон `Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области`, по которому инвесторам дается право получать субвенции на уплату тех налогов, льготы по которым субъекту РФ - Ленинградской области - нельзя было предоставить в соответствии с федеральными нормами.
С момента принятия закона `Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области` (N 24-оз от 22.07.97) с изменениями и дополнениями, последовавшими в 1999-м, 2000-м и марте 2001 года между Ленинградской областью и иностранными и российскими инвесторами заключено 89 договоров об осуществлении инвестиционной деятельности на общую сумму свыше $1,3 млрд, при этом предприятия-инвесторы получили налоговых льгот на сумму около $300 млн и заплатили налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сумме, превышающей $400 млн.
Из 89 у 10 предприятий закончился льготный период, у 15 - идет двухлетний льготный период после завершения срока окупаемости, у 10 предприятий срок окупаемости завершится в 2003-2004 гг.
Предоставление налоговых льгот себя оправдало, так как благодаря этим мерам в Ленобласть пришли такие стратегически важные иностранные инвесторы, как ЗАО `Филип Моррис Ижора`, ООО `Катерпиллар Тосно`, ЗАО `Форд Всеволожск`.
Наибольшую сумму льгот составили льготы ЗАО `Филип Моррис Ижора` - $15 млн, однако уплачиваемые этим предприятием косвенные налоги составили в сумме $10 млн, из них акцизы - $9 млн.
Сегодня в количественном отношении число иностранных инвесторов меньше, чем российских. В 2000 году в правительство Ленинградской области поступило около 80 обращений с просьбой подобрать площади для размещения промышленных предприятий, в 2001 году таких заявок было уже свыше 120, а за 9 месяцев 2002 года - более 85.
Кроме того, предприятия уплачивают единый социальный налог, акцизы. Реализация инвестиционных проектов оживляет работу предприятий, содействующих реализации инвестиционных проектов: проектных, консалтинговых, строительных, производителей стройматериалов, машиностроительных и прочих поставщиков оборудования, транспортных фирм, которые льгот не получают и уплачивают налоги в полном объеме в бюджеты всех уровней.
По итогам 2001 года предприятиями, заключившими договоры об инвестиционной деятельности, создано свыше 5 тыс. рабочих мест. По прогнозу, по мере ввода их в действие будет создано 5 580 рабочих мест, в 2003 году общее количество вновь созданных рабочих мест составит 5700.
Безусловно, предоставляя налоговые льготы, правительство области сознательно идет на уменьшение налоговых поступлений в бюджет. Однако предоставление льгот сегодня - оправданная мера, она ведет к созданию новых производств на территории области, что в свою очередь приводит к появлению различных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а после окончания льготного периода - к полновесным налоговым поступлениям. (В частности, только один налог на имущество предприятий, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, после завершения льготного периода принесет в бюджет области около $15,5 млн.)
По прогнозам, сумма налоговых поступлений в бюджет Ленинградской области от реализации инвестиционных проектов при вводе новых производственных мощностей (за счет подоходного и местных налогов) увеличится в 2002 году на $0,6 млн, в 2003 году - на $0,3 млн; в 2004 году - на $0,4 млн.
|