Северо-Запад в 2002 году оказался на третьем месте в России по капиталовложениям в транспортные проекты. Объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры РФ в 2003 году составит 370 млрд руб. против 300 млрд руб. в 2002-м
Руководство ФГУ `Ространсмодернизация` считает, что Федеральная целевая программа `Модернизация транспортной системы России` осуществляется успешно. В 2002 году удалось достичь оптимального баланса поступления средств: из федеральной казны на проекты было направлено 80 млрд руб., из региональных бюджетов и внебюджетных источников - по 110 млрд руб.
Больше половины средств направили на модернизацию и ремонт автодорог. Около 22% - на развитие стальных магистралей, 7% выделили морскому транспорту. Оставшиеся крохи пошли на укрепление системы внутренних водных и авиационных перевозок. До 2010 года в транспорт будет вложено 4,2 трлн руб. Ожидается, что в итоге реализации программы общий объем перевозок в России увеличится в 1,5 раза, объем транзитных перевозок - в 10-12 раз. Бюджетная эффективность программы ожидается в объеме 1,6 трлн руб.
В 2003 году планируется ликвидировать узкие места в транспортной инфраструктуре. Народное хозяйство страны развивается гораздо интенсивнее, чем пропускная способность отечественного транспорта.
Сейчас грузопотоки, как считают в ФГУ `Ространсмодернизация`, больше всего тормозят российские морские порты. Именно им в Правительстве РФ и намереваются оказать помощь. В дальнейшем по программам финансирования до 2010 года основные акценты сместятся на реорганизацию железнодорожных и модернизацию автомобильных перевозок.
Кроме федеральных программ в России осуществляются региональные программы развития местных транспортных систем. В 2002 году на эти цели израсходовали 750 млрд руб.
Здесь на первом месте - Центральный федеральный округ (200 млрд руб.), на втором - Сибирский (130 млрд руб.), на третьем - Северо-Западный (120 млрд руб.). За ними идут Приволжский (110 млрд руб.), Уральский (80 млрд руб.), Южный (70 млрд руб.) и Дальневосточный (60 млрд руб.).
В 2002 году в транспортный комплекс России привлекли средств международных финансовых институтов больше, чем в предыдущие годы. В частности, ЕБРР выделил заем в $229 млн на строительство участков первой очереди кольцевой автодороги вокруг Петербурга и автотрассы Чита-Хабаровск.
Более $5 млн получит Морская администрация порта Санкт-Петербург на реализацию проекта `Региональная система безопасности мореплавания в восточной части Финского залива`. Около $290 млн привлекается по второму дорожному займу. Еще $75 млн - по проекту паромного сообщения Усть-Луга - Балтийск - порты Германии.
С ЕБРР предполагается совместная работа до 2004 года. Планируется расширить сотрудничество в области развития и модернизации инфраструктуры портов Дальневосточного, Каспийского и Черноморского бассейнов, а также в области морского и речного транспорта. Рассматривается возможность финансирования реконструкции Кочетовского гидроузла (река Дон), который тормозит судоходство на Юге РФ. Следом на очереди проект по модернизации калининградского аэропорта Храброво: он будет представлен на рассмотрение совета директоров ЕБРР в начале 2004 года. Изучается целесообразность выделения средств на обновление систем авиабезопасности в аэропортах федерального значения.
Не исключено, что средства на эти цели выделит Эксимбанк (США). В 2003 году планируется расширить сотрудничество с Эксимбанком и с Мировым банком по финансированию закупок дорожной техники.
Такой уклон в сторону кредитов мировых финансовых институтов объясняется неутешительными прогнозами ряда экспертов, которые полагают, что в 2003-м темпы экономического роста в России замедлятся. А официальный сценарий Минэкономразвития РФ предполагает увеличение объема грузоперевозок всего на 2-3%.
Один из способов стимулировать развитие экономики - ускорить доставку товаров, снизить транспортные затраты и создать условия для появления дополнительных рабочих мест в отраслях, смежных с системой грузоперевозок.
К концу 2003 года предполагается завершить строительство второго пускового комплекса в порту Усть-Луга мощностью 3 млн тонн, где будут принимать до 60 тыс. тонн. Ряд инвестиционных проектов должен увеличить объемы перевозок по основным международным транспортным коридорам на 12-15%. Прежде всего - по маршруту `Север - Юг`.
Впрочем, эксперты Северо-Запада РФ не столь оптимистично оценивают возможную отдачу от федеральных транспортных проектов. Тем не менее в регионах считают этот сектор достаточно привлекательным для инвесторов и поэтому ищут способы привлечения инвестиций в него. Так, в Ленобласти недавно на двусторонних переговорах обсуждались перспективы развития транспортного сообщения между Россией и Финляндией, строительства портов Приморск и Высоцк, а также охрана окружающей среды и обеспечение безопасности финских туристов на территории Выборга.
Зампредседателя комитета по транспорту правительства Ленобласти Юрий Чижков полагает, что еще одним перспективным совместным проектом может стать организация высокоскоростного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией. Правда, для этого потребуется кардинальная модернизация путевой инфраструктуры.
|