На судостроительные проекты в России приходится не так уж много средств. Однако министр транспорта РФ Сергей Франк считает, что в 2003 году ситуацию, по-видимому, удастся переломить.
Ожидается, что Госдума РФ наконец примет закон о втором реестре судоходства (хочется верить, что подразумевается создание второго регистра - самостоятельного органа для ведения второго реестра; это было бы целесообразно). После этого ожидается привлечение дополнительных инвестиций в российский судостроительный сектор. В первую очередь - на строительство танкеров.
Первый замминистра транспорта РФ Вячеслав Рукша настроен еще оптимистичнее. По его данным, объем морских перевозок внешнеторговых грузов России год от года увеличивается. По предварительным подсчетам, доходы российских судовладельцев в 2002 году превысят $350 млн, что равняется 6% от общего объема фрахта за перевозки внешнеторговых грузов.
Столь незначительная доля объясняется тенденцией к сокращению общего количества морских судов под российским флагом, и его не удалось приостановить даже в 2002 году - наиболее благоприятном для развития транспортного комплекса РФ, по сравнению с предыдущим периодом.
Сегодня российские судовладельцы вынуждены выводить торговый флот под иностранные флаги из-за высокой доли налогов и других обязательных платежей в стоимости транспортных услуг. В России она доходит до 60%, тогда как при регистрации судов в оффшорных зонах (Кипр, Греция, Либерия, Мальта) она составляет около 5%.
Кроме того, по данным В. Рукши, российские коммерческие банки кредитуют судостроение только на короткие сроки (до 3 лет) под высокие проценты (до 12-14%). А зарубежные финансовые институты предлагают программы кредитования сроком на 7-9 лет под 1-1,5% годовых. Однако при этом обязательна регистрация новых судов в международных реестрах с благоприятными налоговыми условиями.
В 2002 году в оффшорных международных судовых реестрах было зарегистрировано 61,4% всего тоннажа мирового флота. В. Рукша убежден, что создание российского международного регистра позволит увеличить общий дедвейт отечественного флота на 14,0 млн тонн и создать дополнительно до 18 тыс. рабочих мест плавсостава.
Выполнение подобных заказов на строительство кораблей позволит увеличить загрузку российских верфей в 4-5 раз без привлечения дополнительных средств из государственного бюджета.
Законопроект о втором регистре подготовлен по поручению Президента РФ от 15.02.2002, Председателя Правительства РФ от 20.02.2002 и от 18.03.2002. Однако не все в России в восторге от возможности принятия этого закона. Проект закона о втором регистре весной притормозили в семи министерствах и ведомствах: МВД, Минэкономразвития, ГТК, МНС, Минфине, Минтруда и Банке России.
Однако сегодня большинство замечаний удалось смягчить и вписать законопроект о втором регистре в рамки морской доктрины и современной концепции судоходной политики России. Вопрос стоит лишь в согласовании компенсаций потерь госбюджета от перевода флота в международный реестр.
Впрочем, эти потери настораживают во многом потому, что их представляют гипотетически. Ведь надо учитывать мультипликативный эффект - в первую очередь от увеличения объемов заказов на строительство и ремонт судов на российских верфях, от оживления соответствующих секторов металлургии, химии, машиностроения и в сфере услуг...
Еще одно направление, которое, по мнению специалистов Минтранса РФ, способно усилить конкурентоспособность российских судостроителей на мировом рынке, - кооперация с партнерами из других стран. Первый опыт такого партнерства возможен в рамках разработанной программы сотрудничества между министерствами транспорта России и Украины до 2007 года.
С. Франк сказал, что речь идет о выработке единого режима в отношениях с третьими странами, о проведении по отношению к ним с учетом взаимных интересов общей политики импортозамещения, координации действий по интеграции в мировую транспортную систему и об унификации характеристик материально-технической базы всех видов транспорта в соответствии с современными стандартами.
Необходимость в таком сотрудничестве ощущается на Юге: в зоне Азовского и Черного морей при успешном развитии коридора `Север - Юг` в ближайшей перспективе может не хватить тоннажа для грузоперевозок и вспомогательного флота для проводки судов в порты.
Зампредседателя Правительства РФ Виктор Христенко подчеркнул, что в последнее время в Украине и России наблюдается взаимный интерес к сотрудничеству. Основная проблема, с которой сталкиваются транспортные отрасли двух стран, в том, что отрасли не смогли вовремя и полностью переориентироваться на новую экономику, а традиционные логистические цепочки устарели.
|