Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Рынок продовольствия под ударом демпинга - ЭиВ N 4 (441)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Рынок продовольствия под ударом демпинга
No. 4 (441) 03.02.2003
Ю. КОВАЛЬЧУК
За последнее десятилетие в результате ставки на модели свободного рынка, открытой (незащищенной) экономики и завоз продуктов из-за рубежа, в Петербурге и Ленобласти сложилась нетерпимая ситуация, когда доля зарубежного продовольствия, зачастую некачественного, в общем товарообороте достигла 80%, а сельхозпроизводство области сократилось в 2-3 раза. Потребление продуктов упало ниже физиологически допустимого уровня, среднегодовое сокращение численности населения достигло 60 тыс. человек



Прилавки магазинов забиты импортными продуктами. Однако официальная статистика говорит о том, что потребление продуктов резко сократилось.

Леноблсельхозсоюз, АО `Плодовощ`, Президиум обкома профсоюза работников АПК, Петербургский аналитический аграрный центр обратились к губернатору Ленинградской области В. Сердюкову с просьбой взять на контроль исполнение в регионе Федеральных законов по государственному регулированию продовольственного и промышленного рынка и оказать содействие в принятии Законодательным собранием Ленобласти регионального закона `О регулировании агропромышленного производства`.

С подобной просьбой год назад совет директоров АО `Плодовощ` уже обращался к губернатору. Правительством Ленинградской области были приняты меры по восстановлению работы птицефабрик, промышленных комплексов по производству молока, говядины, свинины, товарного производства на неплатежеспособных сельхозпредприятиях. Но главный вопрос - переход к регулируемому рынку для обеспечения взаимовыгодного предпринимательства, прекращения необоснованного изъятия доходов у сельхозпредприятий, не решен до сих пор.

Почему сельхозтоваропроизводители, профсоюзы, ученые-аграрники именно сейчас вновь обратились к губернатору? Дело в том, что при выполнении поручения губернатора о восстановлении товарного производства велика вероятность получения негативных результатов. Сельхозпредприятия сделают огромные затраты для восстановления товарного производства, но продукция не будет востребована.

Так, правительство Ленинградской области, комитет по сельскому хозяйству проделали большую подготовительную работу для восстановления работы отрасли свиноводства.

Однако анализ ситуации в ЛенАПК, на продовольственном рынке показал, что сложившееся мнение о возможности рентабельного производства свинины и восстановлении полномасштабного товарного производства базируется на оценке современной ситуации, сложившемся сейчас неустойчивом равновесии на продовольственном рынке свинины. При этом не учтены многие факторы:

1. Потребление мяса в Петербурге сократилось с 93 кг на чел. в 1990 г. до 42 кг - в 2000 г. (см. таблицу). Резкий спад потребления продуктов связан не с недостатком продуктов, а с неспособностью населения их купить. Жизненный уровень населения снижен с 5-6 до 0,3-0,5 прожиточных минимумов, и продукты стали недоступны большей части населения. Рост цен на продукты и снижение жизненного уровня сформировали вместо имевшего место в дореформенный период барьера предложения барьер спроса. Платежеспособный спрос на продукты падает год от года. Существенный рост платежеспособного спроса населения на мясо, в том числе на свинину, маловероятен.

2. При восстановлении полномасштабного производства свинины и существенном увеличении ее поступления на рынок в условиях теоретической модели свободного рынка цена на свинину снизится и ее производство в большинстве сельхозпредприятий станет нерентабельно.

3. Планируется увеличение производства мяса птицы, говядины, что повлияет на формирование розничных цен и на свинину.

4. Конкурентами платежеспособного спроса на свинину сегодня являются также молокопродукты и особенно яйцо. При розничной цене в 90 коп. за десяток в 1990 г. (в сопоставимых ценах 1983 г.) современная цена приближается к 60 коп., и поэтому яйцо является самым привлекательным для населения высокобелковым продуктом.

5. Надежды на вытеснение импортного мяса в условиях теоретической модели нерегулируемой экономики также нельзя признать обоснованными. Сегодня все перерабатывающие предприятия Петербурга работают на импортном сырье. При отказе мясокомбинатов от импортной свинины и переходе на переработку свинины местного производства страны-импортеры ужесточат демпинг (им необходимо утилизировать свинину со сверхнормативными сроками хранения), временно собьют розничные цены и повторится ситуация 1996-1995 гг.

Сегодня отечественные крупные сельхозпредприятия производят конкурентные на мировых рынках продукты. В США, странах ЕС розничная цена 1 кг хлеба - $2-2,5; 1 л молока - $3,5; 1 кг свинины - $5-6. То есть зарубежные продукты дороже отечественных в 2-5 раз и более. Главным фактором высокой конкурентоспособности является высокий уровень концентрации и специализации отечественных предприятий. Но они вынуждены прекратить или резко сократить производство. Почему? Этому есть две причины: нарастающая разбалансированность рынка и недобросовестная конкуренция.

Члены рабочей группы побывали в Лодейнопольском и других районах, где сельхозпредприятия практически прекратили товарное производство. В розничной цене продуктов доля издержек сельхозпредприятий составляет в среднем 70%, переработки - 22%, торговли - 8%, и примерно в такой пропорции распределялись доходы от реализации продуктов.

Сегодня молокозавод принимает от бывшего совхоза `Алеховщина` молоко жирностью 4% по 5,1 руб./л. В магазине села Алеховщина продается молоко `Петмола` жирностью 1,8% по 16,2 руб. за 1 л. Переработка и торговля по фактическим издержкам имеют основания повысить розничную цену на 30%, не более чем до 7 руб./л. Но, повысив розничную цену в 3-4 раза, они обязаны выплатить сельхозпредприятию, как это принято в развитых странах, причитающуюся по издержкам его долю, 11 руб./л.

В настоящее время диспаритет цен с 3-й сферой АПК достигает 1 к 3. Еще выше диспаритет цен, 1 к 5, с 1-й сферой АПК, поставляющей ресурсы для села: топливо, удобрения, комбикорма, технику. Так, ТЭК продает бензин, дизтопливо по ценам, как в США, потребляя в 10 раз более дешевые, чем в США, продукты отечественного села.

В результате перехода к модели свободного рынка все высокорентабельные в 1990 г. сельхозпредприятия, рентабельность +30%, к 1998 г. на 80% стали нерентабельны. Необоснованное изъятие доходов у сельхозпредприятий Ленобласти, по экспертной оценке, составляет ежегодно около $250 млн. Долг правительства Ленобласти сельхозпредприятиям, его работникам в результате неисполнения Федеральных законов по регулированию АПК уже достиг $1,7 млрд.

Еще больший ущерб нанесен сельскому хозяйству переходом к модели открытой (незащищенной) экономики. С 1993-го по 1996 год импорт мороженого мяса возрос с 85 до 858 тыс. тонн, а удельный вес импорта в потреблении мяса в РФ достиг 32,6%; масла сливочного, соответственно, с 70 до 195 тыс. тонн, или 34,2%; мяса птицы - с 74 до 754 тыс. тонн, или 57%, и т. д.

Может быть, мясо отечественных птицефабрик неконкурентоспособно? Судите сами. Отечественное зерно в пшеничном поясе дешевле импортного в 3-5 раз. Зарплата меньше в 10 раз. Энергоносители - в 2 раза. Отечественные продукты конкурентоспособны на мировых рынках. Но импортные продукты продаются в Петербурге не по фактическим ценам стран-экспортеров, а по демпинговым ценам, на 10-20% дешевле отечественных.

Естественно, что в погоне за максимальной прибылью все мясокомбинаты стали работать на импортном сырье. А отечественные сельхозпредприятия, оказавшиеся за чертой рентабельности, получили второй удар - вообще лишились рынка сбыта своей продукции.

Демпинг - основной способ уничтожения конкурентов. Применение демпинговых цен в мировой практике запрещено и уголовно наказуемо. Но поддержание демпинговых цен финансируется из бюджета стран-экспортеров. Так, уровень поддержки демпинговых цен по странам ЕС в 1998 г. составил 913 млн евро, в 1999 г. - 2473 млн. То же - США. И в мировой практике такие факты рассматриваются как недобросовестная конкуренция.

Администрация Петербурга не только не препятствует недобросовестной конкуренции, но является одним из основных организаторов продовольственной интервенции в РФ. Основной поток импорта идет на Петербург и Москву. При условии добросовестной конкуренции отечественные сельхозпредприятия вполне способны при сложившихся издержках не только вернуть отечественный рынок мясопродукции, но и выйти на мировой рынок. Реализуя свинину на мировых рынках по $2-3, в два раза дешевле, они имели бы высокий уровень рентабельности.

При этом отечественным сельхозпредприятиям не нужно выделять из бюджета деньги на поддержку экспорта. Наоборот, бюджет имел бы огромные доходы. Но продовольственный рынок США, стран ЕС, при открытости отечественного, защищен на 70-240%, что является еще одним фактом недобросовестной конкуренции. В условиях недобросовестной конкуренции принятие мер по расширению производства мясопродукции в Ленобласти может закончиться для сельхозпредприятий огромными экономическими потерями.

Возможную негативную ситуацию можно предотвратить, и меры губернатора Ленобласти принесут огромный эффект, если областное правительство примет принципиальное правительственное решение о переходе к регулируемому рынку, как это сделали все развитые страны мира.

Практически реализовать это решение сегодня совсем несложно. Для этого на основе обобщения практики развитых стран по регулированию продовольственного и промышленного рынка уже разработаны и приняты Федеральные законы `О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд`, `О государственном регулировании агропромышленного производства`, `О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли`. Федеральные законы прямо указывают, что регулирование рынка носит региональный характер и его должны осуществлять в первую очередь исполнительные органы.

Хотя эти законы приняты уже давно (4-8 лет назад), но до настоящего времени ни одно из перечисленных положений федеральных законов в регионе не исполняется. Главная причина - Законодательными собраниями Ленобласти и Петербурга не приняты соответствующие региональные законы, которыми общие правовые и экономические принципы и положения федеральных законов были бы конкретизированы применительно к местным условиям. А Комитет пищевой, перерабатывающей промышленности и потребительского рынка администрации Петербурга и в первую очередь комитет по сельскому хозяйству правительства Ленобласти, обладающие правом законодательной инициативы на региональном уровне, `инициативу` исполнения ФЗ не проявили.

Для исправления негативной ситуации сельхозтоваропроизводителями, профсоюзами, наукой разработаны `Предложения по формированию регулируемых рыночных отношений` в рамках пакета из восьми региональных законов, обеспечивающих формирование предусмотренного федеральными законами правового поля регионального регулируемого продовольственного и промышленного рынка. Но с практической их реализацией сложилась парадоксальная ситуация.

Постоянная комиссия по промышленности, экономике и собственности ЗС Петербурга (председатель В. Л. Евтухов) приняла решение о целесообразности рассмотрения региональных законов и предложила сделать это совместно с Законодательным собранием Ленобласти. Закон `О регулировании агропромышленного производства` для Ленинградской области и Петербурга рассмотрен, Юридическим управлением сделаны замечания, которые можно устранить в процессе его утверждения.

Наоборот, Законодательное собрание Ленобласти практически заблокировало исполнение федеральных законов в регионе.

Особенное недоумение вызывает формально-бюрократическое политизированное отношение комитета по сельскому хозяйству правительства Ленобласти, который обладает правом законодательной инициативы и по действующему законодательству является главным организатором исполнения ФЗ. К сожалению, переписка по решению этой проблемы ведется уже не один год.

Необходимость исполнения ФЗ по регулированию рынка приобретает особую актуальность в связи с мерами президента В. В. Путина по вступлению в ВТО и вызванной этим необходимостью унификации с развитыми странами единого правового поля для обеспечения равноправного партнерства.

Шестимесячная `куриная война` с США завершилась поражением отечественных товаропроизводителей и населения. Сохраняется импортная квота - около миллиона тонн `ножек Буша`. Правда, с 15 сентября принят новый ветеринарный сертификат. Но... Неужели американские фермеры начали кормить птицу экологически чистым зерном, а не комбикормами сомнительного состава с генетически модифицированными наполнителями, прекратили применение антибиотиков, гормональных препаратов, разрушающих иммунную систему населения? Какая таможня проконтролирует это и даст добро?

Россияне вынуждены есть продукты категории для развивающихся стран, потребление которых в развитых странах запрещено, уплатив за подлежащие утилизации продукты астрономическую сумму (умножьте 1 млрд кг ножек на его стоимость в магазине). Эти деньги уйдут зарубежным работникам АПК. А отечественные будут получать пособие по безработице из бюджета вместо отчисления доходов в бюджет на зарплату учителям, врачам, работникам науки, культуры, ВПК, пенсионерам... Причина - на переговорах не было представителей регионов, сельхозтоваропроизводителей, специалистов.

Необходимо срочно создать в правительствах Петербурга и Ленобласти структуры для регулирования рынка, экспорта продукции АПК, подготовить для них специалистов, которые должны участвовать в переговорах при вступлении в ВТО.

Дело в том, что Россельхозакадемии поручено разработать новый федеральный закон `О развитии сельского хозяйства` до 2010 года и 18.09.2002 президиум рассматривал его концепцию. Сегодня прямой ущерб сельхозпредприятий только от спада производства достиг $10 млрд. Если в ФЗ будет заморожено существующее положение, то потери ЛенАПК при вступлении России в ВТО возрастут многократно с негативными для нас последствиями.



Потребление основных продуктов питания

жителями Петербурга/Ленобласти (на чел. в год)

Продукт 1990 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. Норма

Молоко и 451/407 215/212 201/196 200/184 216/190 405

молокопродукты, кг

Мясо и 93/56 54/49 48/46 42/44 42/42 82

мясопродукты, кг

Яйцо, шт. 280/358 229/270 226/272 240/285 265/280 292

Хлеб и 108/123 102/117 107/126 109/128 105/125 115

хлебопродукты, кг

Картофель, кг 60/175 65/130 62/125 65/128 70/120 110

Овощи, кг 77/82 54/88 50/84 51/86 51/88 130

Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru