Строительство нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск позволит России выйти на американский рынок нефти и к 2010 году увеличить свою долю до 13%. Об этом заявил руководитель рабочей группы по разработке проекта Осман Сапаев на пресс-конференции, посвященной презентации этого `проекта века`
Ведущие российские нефтяные компании `ЛУКОЙЛ`, `Сибнефть`, Тюменская нефтяная компания (ТНК) и `ЮКОС` уже подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства мурманской трубопроводной системы. Для транспортировки российской нефти за океан будут привлечены российские суда. Это первый в российской истории совместный проект в области транспортировки углеводородного сырья, который намерены реализовать крупнейшие национальные нефтяные компании.
Стороны договорились о разработке в возможно короткий срок согласованного варианта декларации о намерении по проекту. Планируется, что подготовка декларации будет завершена в апреле 2003 года.
Разработка обоснования инвестиций, технико-экономического обоснования строительства и рабочей документации будет вестись в 2003-2004 гг. Строительство же самого трубопровода запланировано на 2004-2007 гг., а ввод его в действие - на 2007 год.
Планируется, что окупаемость проекта - 8 лет. Объемы транспортировки нефти по нефтепроводу, как ожидается, составят до 80 млн тонн в год. Общая стоимость проекта, в зависимости от маршрута, - от $3,4 млрд до $4,5 млрд.
В настоящее время рассматривается два маршрута трубопровода: Западная Сибирь - Ухта - Мурманск протяженностью 3,6 тыс. км и Западная Сибирь - Уса - Мурманск через Белое море протяженностью 2,5 тыс. км.
В строительстве нефтепровода примет участие и `Сургутнефтегаз`, а к проекту строительства терминала в мурманском порту и трубопроводной системы до Мурманска в качестве оператора проекта может быть привлечена компания `Транснефть`.
Как отметил глава НК `ЮКОС` Михаил Ходорковский, в случае успешной реализации проекта возможно увеличение объемов до 120 млн тонн нефти в год. Однако недавно премьер-министр Михаил Касьянов
охладил пыл нефтяников. На совещании в Мурманске он заявил, что все новые нефтепроводы должны оставаться в собственности государства. Частным компаниям придется довольствоваться ролью инвесторов в обмен на фиксированные тарифы.
Но нефтяные компании не хотят расставаться с идеей строительства трубопровода в Мурманск. Они согласны уступить контроль над этим проектом `Транснефти` в обмен на привилегированный доступ к трубе и низкие транспортные тарифы.
|