Газета `Экономика и время` не раз выступала с критикой реформы налогообложения, способной задушить малый бизнес (см. наши публикации в N 36, 41, 43, 45, 46 за 2002 год, авторами которых были Геннадий Вечерский и Александр Зорин). В этих статьях отмечались недостатки положений новых глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ о специальных налоговых режимах - упрощенной системы налогообложения (УСН) и системы единого налога на вмененный доход (ЕНВД)
В частности, предлагалось включить в перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу (в п.1 ст. 346 главы 16 НК РФ), расходы на приобретение товаров для последующей их реализации, а также увеличить предельные размеры площади торгового зала (зала обслуживания), обеспечивающие возможность применения системы ЕНВД для розничной торговли и предприятий общепита.
Эти и другие предложения (поправки к Закону от 24.07.2002 N 104-ФЗ) заинтересовали Экспертное управление Президента РФ и его Экспертный совет, а также Фонд эффективной политики. Геннадия Вечерского пригласили изложить свои доводы на одном из заседаний Экспертного совета в Москве 13 ноября.
Результаты не заставили себя долго ждать. Президент РФ В. Путин в канун Нового года, 31.12.2002, подписал большой пакет законов, улучшающих положение налогоплательщиков малого бизнеса.
Для налогоплательщиков, применяющих УСН, в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу и налог, включена стоимость покупных товаров, которая не позволяла до последнего дня старого года предпринимателям правильно определить объект налогообложения при переходе и продолжении работы на УСН-2003. Эта поправка принята в Законе от 31.12.2002 N 191-ФЗ. Другие поправки к главе 26.2 НК приняты в Законах N 83-ФЗ, 190-ФЗ, 191-ФЗ, 193-ФЗ, 198-ФЗ.
Для налогоплательщиков, применяющих систему ЕНВД, увеличены предельные размеры площади торгового зала (зала обслуживания) в розничной торговле и общепите до 150 кв. метров. Эта и другие поправки приняты в Законах N 183-ФЗ, 190-ФЗ, 191-ФЗ, 193-ФЗ, 198-ФЗ.
Тем самым выступления нашей газеты оказались не просто услышанными, но и способствовали изменению федерального законодательства в целях укрепления позиций малого бизнеса и всей экономики.
Остается только посетовать, что подобной оперативности и четкости в решении проблем малого предпринимательства не хватило депутатам Законодательного собрания Петербурга прежнего созыва, так и не сумевшим до выборов 8 декабря принять в третьем чтении городской закон о `вмененке`.
Не торопятся обратиться к этому закону и депутаты третьего созыва ЗС, занятые пока в основном дележом начальственных портфелей. В результате предприниматели оказались в сложном положении при выборе соответствующей их интересам системы налогообложения (ЕНВД или УСН), а бюджет Петербурга может недосчитаться значительных сумм.
Не пора ли и местным законодателям подумать не только об удовлетворении собственных политических амбиций, но и о балансе интересов государства и бизнеса в Петербурге?
|