Превращение Северной Пальмиры в современный европейский город немыслимо без интенсивного жилищного строительства. Вместе с тем есть немало проблем, вызванных тем, что в рыночную эпоху у населения зачастую нет достаточных денег для покупки качественного жилья. Решить многолетнюю социальную задачу поможет законопроект о содействии Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, который разработали депутаты ЗС Игорь Михайлов и Игорь Риммер и эксперт комиссии по городскому хозяйству Юрий Курикалов
Недавно в Мариинском дворце прошла открытая дискуссия, которой руководил отдел по связям с общественными организациями Законодательного собрания северной столицы.
Триста тысяч спартанцев
Выступавшие отмечали, что в Петербурге около 300 тысяч семей, состоящих на жилищном учете. Положение их незавидно. Разумеется, незарегистрированных страдальцев еще больше, и нет района, где администрация может похвастать полным решением знаменитого квартирного вопроса. Но решать его все равно надо, и законопроект позволяет сдвинуть воз с мертвой точки.
В акте фиксируются четкие правила постановки на учет граждан, которые вправе надеяться на содействие любимого города в улучшении своего жилья. В такой круг входят лица, постоянно, свыше пяти лет, проживающие на берегах Невы и не наделенные жилой площадью в пределах учетного норматива на каждого съемщика.
К той же категории отнесены люди, прописанные в домах и квартирах, каковые не отвечают необходимым санитарно-техническим требованиям, а равно в коммуналках всех видов и типов.
Обладают этим правом и семейные пользователи смежных неизолированных комнат, если между различными семьями отсутствует прямое родство. Но, независимо от наличия таких уз, жильцов будут ставить на учет в любом случае, если хотя бы в одной из соседских семей есть дети дошкольного или школьного возрастов. Смогут претендовать на подобную льготу и обитатели общежитий, кроме сезонных и временных работников, а также иногородних студентов.
Одновременно сделана важная оговорка: граждан, по какой-либо причине ухудшивших свои жилищные условия путем обмена или отчуждения дома-квартиры-комнаты, будут ставить на улучшающий учет только по истечении пяти лет с момента указанной сделки.
Каждому - свое
Законопроект, по словам одного из авторов - Игоря Михайлова, предлагает конкретное решение ключевых вопросов, связанных с эффективной государственной помощью гражданам, которые остро нуждаются в жилье.
Для этого все `просители` подразделяются на две группы. В первую попадают те, кому будет оказана поддержка без последующей ее компенсации (в том числе в виде квартир в фонде социального использования, жилых помещений в специализированном социальном фонде, а также в форме субсидий на приобретение и строительство собственного жилья). Ко второй группе относятся те, кто получит материальное содействие с последующей обязательной его компенсацией.
Таким образом, законопроект открывает дополнительные возможности для смягчения жилищной проблемы, дающие ощутимый импульс рыночным механизмам и окупаемости жилфонда. Методика ориентирована, прежде всего, на горожан со средним доходом, согласных вкладывать личные средства в улучшение своего жилья, но не имеющих денег для покупки собственной квартиры.
Последнее обстоятельство отрицательно отражается на развитии всего жилищного рынка, поскольку средний класс, отвлекаясь от покупок дорогостоящих квартир, начинает тратить свои сбережения в других, более доступных, сферах.
Возможно, с введением закона обстановка изменится. Ведь теперь значительной части населения новые квартиры могут предоставляться взамен старых - с непременным возмещением разницы между рыночными ценами на получаемую и оставляемую площадь. Кроме того, помещения будут `вручаться` в ординарном жилищном фонде - фактически на коммерческой основе, однако, уровень квартплаты в них будет отличаться от уровня платежей в частном секторе.
Есть и еще одна существенная деталь: в ординарном жилищном фонде, в отличие от его социального `собрата`, размеры постоянных взносов предполагается устанавливать дифференцированно, с учетом потребительских качеств жилья (включая местоположение), что возместит реальные расходы на содержание жилых объектов и позволит рассчитывать на плановую прибыль.
`Под крышей дома своего...`
Планируемая система намечает некоторые формы жилищного кредитования. Она дополняет механизм жилищно-ипотечного вспомоществования и преследует ту же цель - направить в жилищную сферу платежеспособный спрос среднеобеспеченных граждан, который, кстати, в определенной степени стабилизировал профильный рынок на Западе.
Однако, помня о российской специфике, городские законодатели сочли нужным скомбинировать элементы современного кредитования с традиционными видами социальной поддержки потребителей.
Пора, резюмировал И. Михайлов, понять раз и навсегда: привычная с советских времен очередь на жилье уже не действует. Но поскольку эпоха первоначального накопления капитала, изобилующая многими общественными противоречиями, растянется, по всей вероятности, надолго, государство обязано поддержать своих граждан в строительстве и приобретении жилья. А такое вынужденное сотрудничество требует ясных и прозрачных правовых норм, дающих возможность сделать серьезный шаг к обществу социальной справедливости и относительного благосостояния.
|