Первое думское чтение закона `О внесении изменений и дополнений в Закон `Об организации страхового дела в Российской Федерации`, намеченное на 22 января, перенесено на февраль.
В середине января состоялось заседание Экспертного совета Думы по страхованию. Страховщики подвергли критике большинство поправок в свой основной закон, внесенных правительством
Для начала представители страховых компаний заметили, что в терминах проекта существенная путаница: нечетко сформулированы определения страховой деятельности, страховых услуг. Кроме того, экспертам непонятно, как трактовать такие термины, как, например, `надежное размещение активов` (если речь идет о страховых резервах) или `ликвидные собственные средства`.
Но эти претензии скорее технического характера и вполне могут быть устранены в процессе первого чтения. Основные изменения, внесенные в законопроект, - запрет на совмещение одной компанией личного страхования с другими видами и повышение требований к минимальному размеру уставного капитала с нынешних 2,5 млн руб. до 30 млн руб.
В принципе разделение на `личное` и `неличное` страхование - мировая практика. Теперь и у нас, чтобы убытки от рисковых видов страхования не угрожали страхованию жизни, являющемуся накопительным, эти виды бизнеса рекомендовано развести.
Первоначально выделять в отдельный бизнес предполагалось именно страхование жизни. Но в проекте закона речь идет уже о личном страховании (в которое входят также страхование от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование). НС и ДМС - это рисковые виды страхования, и такое деление не имеет смысла.
Тем не менее разделение страхования по видам `жизнь - не жизнь` (или, что то же самое, накопительные и рисковые) необходимо хотя бы потому, что российский страховой рынок в дальнейшем неизбежно будет интегрирован в международный, а значит, должен соответствовать его практике.
А разделение страхования по видам `личное` - `неличное`, появившееся в законопроекте, объясняется тем обстоятельством, что такое же разделение зафиксировано в 48-й главе Гражданского кодекса РФ (где регламентируется страховая деятельность в России).
Но даже если бы не путаница в терминах, большинство страховщиков все равно считают преждевременным разделение компаний по видам деятельности. Главным образом, потому что капиталы у всех российских компаний небольшие, и создавать второй уставный капитал - это значит вынимать деньги из бизнеса.
Кроме того, страхованием жизни, в подлинном смысле слова, сейчас в России никто не занимается. А развиваться этому виду страхования все равно лучше в рамках уже работающих универсальных компаний.
Недовольны страховщики и предусмотренным в законопроекте порядком получения лицензий. Он не меняет действующего срока рассмотрения документов на получение лицензии - 60 дней. На практике же срок пока гораздо больше: 6-9 месяцев.
Страховщики рекомендуют перейти от лицензирования каждого вида страхования (которые у большинства компаний исчисляются десятками) к выдаче страховщикам единой лицензии наподобие генеральных банковских. Это может заметно облегчить процедуру лицензирования и сократить ее сроки.
На Экспертном совете некоторые страховщики предлагали вообще не рассматривать поправок. Однако А. Коваль счел это невозможным, поскольку документ внесен правительством. По его мнению, 5-7 февраля Дума сможет рассмотреть закон в первом чтении, а претензии страховщиков учтут перед вторым, которое состоится не ранее апреля, - с учетом того, что минимум месяц уйдет на сбор поправок и месяц - на их обработку.
|