кто бывал в Великом Новгороде в последние годы, среди многих его достопримечательностей называет не только древние памятники и новые современные предприятия, но и необычно большое для провинциального города количество такси. Эта услуга пользуется в областном центре постоянным устойчивым спросом. И не только потому, что местный общественный транспорт поизносился. Просто услуги новгородского автотранспортного предприятия `Таксопарк` организованы таким образом, что клиент всегда чувствует себя хозяином положения: берет ли `машину с шашечками` на улице, или вызывает к подъезду собственного дома
О востребованности этого вида транспорта в Новгороде говорит тот факт, что в среднем за день новгородский таксопарк выполняет около 2 тыс. заказов. А в новогодние праздники таксисты обслуживали и до 4000 заказов в сутки.
Такое положение дел было, конечно, не всегда. В середине 1990-х годов, когда в ряде российских городов многие таксопарки просто прекратили свое существование по причине тяжелейшего экономического кризиса и появления конкурентов в лице частников, новгородским таксистам также пришлось несладко.
В 1995 году новгородский `Таксопарк`, ставший к тому времени акционерным обществом, принимал всего около 180 заказов в день. Брались за все. Даже вывоз стеклотары от населения организовывали.
Сегодня о начале 1990-х годов генеральный директор новгородского `Таксопарка` Виктор Александров вспоминает с улыбкой. А тогда вопрос стоял о выживаемости предприятия.
От советских времен ему досталось не самое лучшее наследство: изношенный машинный парк, неуютные, требовавшие коренной реконструкции помещения, диспетчеры в фуфайках, записывающие вызовы клиентов на листках бумаги...
Чтобы не потерять предприятие, сделать его конкурентоспособным, предложив услуги нового качества, руководству таксопарка пришлось разрабатывать новую стратегию его развития, менять подходы к обслуживанию клиентов.
И то и другое пришло не сразу. Помогли иностранный опыт, зарубежные стажировки на заводах Ford и Opel, командировки в Германию, США, Францию, обучение по программам международного менеджмента в рамках проекта TACIS, в котором Виктор Александров участвовал вместе с другими российскими руководителями, прошедшими специальный конкурсный отбор.
Сегодня предприятие, которым он руководит, официально признано дипломантом Всероссийского конкурса `100 лучших товаров и услуг России` 2002 года.
Диплом висит в кабинете генерального директора, где вместе с сертификатами, грамотами и благодарственными письмами можно увидеть и занимательную выставку сувениров на автомобильно-морскую транспортную тему: модели парусников (В. Александров по первой своей профессии - моряк), автомобилей и даже фирменные сувенирные носки с надписью `New York taxi`, присланные друзьями из-за океана.
Выставка в кабинете генерального директора всегда привлекает внимание его посетителей. Кроме сувениров, есть еще и документы по истории этого вида транспорта, который берет свое начало с 1784 года, еще с конных извозчиков. И даже копии газетных статей 1911 года, рассказывающих о становлении такси в Великом Новгороде, которые директор специально искал в новгородских музейных запасниках и архивах. Ведется и собственная современная `летопись` предприятия.
Все это очень интересно. Однако, конечно, совсем не за этим приезжают в Новгород многочисленные коллеги Виктора Александрова.
Дело в том, что областной центр является штаб-квартирой `Ассоциации таксомоторного транспорта городов России`, инициатором создания которой и президентом в течение 5 лет был руководитель `Новгородского таксопарка`.
Сейчас Виктор Геннадьевич - вице-президент этой организации, объединяющей профессионалов из 48 городов России - от Дальнего Востока до Калининграда. Цель объединения - совместное решение актуальных для всех проблем, обмен опытом.
За опытом к новгородским таксистам ездят постоянно, поскольку им охотно делятся, да и показать действительно есть что.
Сегодняшний таксопарк не идет ни в какое сравнение с тем, каким он был 8-10 лет назад. Ухоженная территория, помещения полностью реконструированы, рабочие места персонала оборудованы в соответствии с современными требованиями, у каждой службы - своя комната отдыха с кухней и всем прилагаемым к ней набором: удобной мебелью, холодильником, микроволновкой, посудой.
Виктор Александров считает, что короткие посиделки за служебным чаем - часть корпоративной культуры, они сплачивают коллектив, в котором на сегодня трудятся около 400 человек. Впрочем, подолгу чаевничать здесь не принято. На это просто нет времени, график работы у всех очень напряженный.
Взять, например, диспетчерскую службу, сотрудники которой работают с использованием специальной компьютерной программы.
Программа эта авторская, разработана специалистами предприятия для максимально оперативного обслуживания вызовов такси (ее, кстати, охотно и за очень небольшую плату покупают коллеги из других городов).
Принятие вызовов ведется по многоканальному телефону, на который `завязаны` 6 аппаратов, так что дозвониться можно очень быстро и в любое время. Предусмотрен специальный прием звонков для абонентов сотовой связи Unisel. Все звонки, адреса и время вызовов фиксируются в компьютере, а машины клиентам подают в течение 5-10 минут.
Большинство такси, а их на сегодня 210 машин, среди которых и традиционные `Волги`, и иномарки, радиофицированы. Ежегодно машинный парк обновляют 20-30 новыми автомобилями (цена каждого - около 150 тыс. рублей!), в приобретении которых помогают кредиты Сбербанка, Севергазбанка и Новгородская лизинговая компания.
В таксопарке считают, что конкурентное преимущество услуги состоит не только в том, чтобы вовремя доставить клиента по нужному адресу и сделать поездку максимально комфортной (рекламный слоган новгородского `Таксопарка` - `Каждому пассажиру - по мягкому месту!`), но и относительно недорогой.
`Мы отказались от надбавок, которые практикуются нашими коллегами в других городах. У нас нет доплат за вызов машины, нет ночных и праздничных тарифов. Все включено в единый тариф`, - сказал Виктор Александров.
Организация перевозок - основная сфера деятельности новгородского `Таксопарка`. Однако есть еще и другие, не менее востребованные услуги. С 1994 года ОАО `Новгородское автотранспортное предприятие `ТаксопаркНовгород` - официальный дилер компании Ford.
Огромным спросом пользуются занятия в автошколе, действует современный центр по ремонту и обслуживанию автомобилей, есть специализированный магазин по продаже автомобильных аксессуаров, открыта своя парикмахерская.
К лету появится еще и собственный фирменный ресторан, который, как надеются на предприятии, станет любимым местом встреч и для новгородцев, и для гостей города. Кухня, обслуживание и интерьер (его украсит коллекция сувениров из кабинета директора) обещают быть изысканными.
А первыми посетителями ресторана станут, скорее все, члены `Новгородского автотранспортного союза`, в деятельности которого Виктор Александров принимает самое активное участие, и новгородское отделение международного `Ротари-клуба`, председателем которого на 2003 год избран директор новгородского `Таксопарка`.
|