Руководство Октябрьской железной дороги (ОЖД) считает, что проект создания скоростного поезда `Сокол` оказался несостоятельным. В ЦКБ морской техники `Рубин`, специалисты которого взялись за проектирование, не справились с заданием
В ОЖД поэтому решили основательно отремонтировать старые поезда ЭР-200 и сформировать из них 3 состава с 8 вагонами в каждом. После модернизации эти поезда должны перевозить пассажиров за 4 часа 10 минут. В перспективе новый скоростной локомотив и вагоны к нему разработают московские ученые.
Начальник ОЖД Геннадий Комаров на заседании Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей заявил, что сейчас контактная сеть главного хода страны подготовлена под такие скорости, что поезд может пройти путь из Петербурга в Москву за 3 часа 40 минут. Реконструкция дороги, продолжавшаяся несколько лет, в основном завершена. Однако теперь потенциал путевой инфраструктуры не удается полностью реализовать из-за отсутствия подвижного состава, который мог бы безопасно перевозить пассажиров на предельных скоростях. ЭР-200 даже после ремонта не сможет курсировать быстрее, чем предусматривалось проектом (в среднем 200 км в час)...
Напомним, что проект поезда `Сокол` разрабатывался по заказу РАО `Высокоскоростные магистрали` (ВСМ), созданного для строительства высокоскоростной железной дороги, которая должна была связать Петербург и Москву. Однако оно так и не началось.
В ВСМ успели только заняться возведением вокзального комплекса за счет кредита двух банков Великобритании, предоставленных компании под гарантии правительства России в 1997 году. К августу 1998-го в ВСМ потратили $49 млн британских кредитов и $27 млн собственных средств, которые были получены от размещения облигаций займа на торговых площадках.
После августовского кризиса в Минфине РФ блокировали кредитную линию. Дальнейшие займы заморозили. Для погашения долгов в ВСМ были вынуждены передать будущий вокзальный комплекс государству. После этого у компании не оставалось ликвидных активов, за исключением проекта поезда `Сокол`, рассчитанного на движение со средней скоростью 250 км в час.
Оставалась надежда, что Министерство путей сообщения России выкупит его. Однако железнодорожники не стали делать этого, потому что специалисты выявили конструктивные недостатки состава. После этого ВСМ ждало неминуемое банкротство.
Поначалу оставалась надежда, что в ремонтном депо ОЖД `Соколу` смогут почистить перышки и усилия петербургских ученых не пропадут. И вот теперь эта надежда умерла, потому что поезд не оправдал ожиданий.
Вице-президент Российской академии транспорта Феликс Кацман полагает, что такой итог закономерен: сапоги должен тачать сапожник, а поезд взялись проектировать конструкторы, которые до этого строили подводные лодки...
Директор Института проблем транспорта Олег Белый считает, что винить ЦКБ `Рубин` за неудачу следует с большой оговоркой. Конструкторы добросовестно выполнили свою задачу. Однако представители заказчика (ВСМ) не смогли сделать квалифицированное техническое задание, потому и возникли ошибки...
Как бы то ни было, за последнее время это один из самых неприятных провалов ученых города на Неве. Ведь такого еще не бывало, чтобы проект, о котором протрубили на всю страну, передавали полностью переделывать москвичам.
|