За одиннадцать часов до наступления Нового года губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков подписал к исполнению бюджет-2003. Таким образом главный финансовый документ области с 1 января обрел силу действующего закона
Казалось, после четырех чтений и жарких обсуждений в местном парламенте четко определились основные статьи доходов и расходов. Однако губернатор, выдержав паузу, добавил:
- Некоторые депутаты областного Законодательного собрания постоянно требуют, чтобы принятый бюджет на протяжении всего года не корректировался. В который уже раз вынужден повторить: это невозможно, поскольку жизнь не стоит на месте. Скоро законодателям предстоит в этом убедиться при обсуждении изменений в бюджетных показателях.
Посвященные поняли: трансферты, обещанные центром региону, обрели наконец конкретное цифровое содержание.
Не рано ли
кричать ура?
Ленобласть, потерявшая около 3,5 млрд руб. при перераспределении Министерством финансов РФ поступлений от акцизов и вследствие этого сверставшая бюджет-2003 с дефицитом, безусловно, вправе была рассчитывать на достойную компенсацию понесенных убытков. Общая сумма ее у несведущих в финансовых делах граждан, возможно, даже вызовет восторженно-умилительную реакцию.
При дефиците регионального бюджета в 1,2 млрд руб. ожидаемые трансферты от правительства России составят, как выясняется, 2,2 млрд руб.
Простое арифметическое действие позволяет убедиться, что при получении обещанных денег доходная часть бюджета Ленобласти на 1 млрд руб. превысит расходную.
Так что же, зря, выходит, в комитете финансов области убеждали руководителей на местах, что год предстоит прожить нелегкий, самое время всерьез заняться устранением бюджетных издержек, учиться умело экономить и аккумулировать средства?
Не будем спешить со скоропалительными выводами. Тем более кричать ура по поводу грядущих поступлений из центра, которые, в общем-то, являются серьезным подспорьем для области. Давайте, прежде всего, прислушаемся к мнению специалистов комитета финансов.
Это сладкое слово `свобода`
В бюджетном отделе нам предложили познакомиться с реальным распределением компенсационных выплат. И тут выясняется: более чем трехмиллиардные потери по акцизам Минфин намерен возместить лишь в размере 751 млн руб.
Другие более-менее крупные трансферты носят строго целевой характер. Так, на финансирование дорожного хозяйства предполагается выделить 859,6 млн руб., на реализацию положений Федеральных законов `О государственных пособиях гражданам, имеющим детей` и `О социальной защите инвалидов` - соответственно 178 млн руб. и 90,3 млн руб. Субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами составят 239,4 млн руб. Часть средств вообще поступит адресатам напрямую из центра, в частности субсидии на проведение оздоровительной кампании детей и подростков.
Как видим, речь, по сути дела, идет о финансах, необходимых для практического выполнения на местах решений, принятых на федеральном уровне. То есть центр в основном позаботился об укреплении в субъектах Федерации собственного реноме.
Но есть еще и реноме региональной власти. Будем откровенны: Ленобласть, которая в минувшем году продемонстрировала невиданные для нынешней России темпы роста объемов производства, став победителем престижного конкурса финансового оздоровления экономики страны `Золотой рубль`, вправе надеяться в отношениях с центром на нечто большее. А именно - на определенную свободу маневрирования финансами.
Где собака зарыта
Нетрудно предсказать, по какому сценарию в ближайшей перспективе будут развиваться события. Проведав о долгожданных трансфертах, к губернатору Валерию Сердюкову и в комитет финансов Ленобласти потянутся ходоки из администраций муниципальных образований.
Хозяйственных дыр на каждой из 29 территорий области предостаточно, только вот чем их латать? Минфиновские трансферты - денежки сугубо подконтрольные. То, что дали на дорожный ремонт, не используешь на замену теплотрасс и восстановление местных котельных. Вот ведь где собака зарыта!
Вслед за чиновниками-муниципалами двинется вперед напористый депутатский корпус. Каждый законодатель, как водится, с тротиловыми шашками в виде вороха жалоб и просьб своих избирателей. Но чем тут, даже если очень хочется, можно помочь, если все в Москве матушке постатейно расписано и по полочкам разложено?
И как тут резонно не посетовать: были бы у комитета финансов Ленобласти те самые упорхнувшие в госказну 3,5 млрд руб. акцизов - оставалась бы и необходимая свобода финансового маневра, которая ох как нужна уже сейчас, в пору тяжких испытаний отопительного сезона!
Грядут корректировки
На самом финише прошедшего года правительство Ленинградской области одобрило тщательно разрабатывавшуюся программу реформирования системы управления региональными финансами.
По мнению вице-губернатора - председателя областного комитета финансов Александра Яковлева, этот стратегический документ, реализация которого намечена в 2003-2005 гг., должен стать важным инструментом мобилизации и эффективного использования бюджетных средств субъекта Федерации.
Важно, что инициативы ведущих регионов в этом направлении активно поддерживает непосредственно Минфин РФ, готовый выделить при содействии Мирового банка реконструкции и развития крупные средства на осуществление лучших проектов реформирования финансов.
Но сказав `а`, надо идти дальше, а иными словами - поддержать качественно иной уровень самостоятельности регионов. Вот почему в субъектах Федерации, в муниципальных образованиях сейчас с надеждой ожидают результатов рассмотрения в Госдуме принципиально важных законопроектов, призванных придать новый импульс реформе по разграничению полномочий между различными уровнями власти.
Логика подсказывает, что если регион способен лучше распорядиться средствами налогоплательщиков, например, при решении проблем ветеранов и инвалидов, то эти полномочия ему надо из центра делегировать. Соответственно может быть расширен диапазон финансовой самостоятельности муниципальных образований.
Однако, пока суд да дело, финансисты Ленобласти вынуждены нередко руководствоваться распоряжениями сверху. А они, как правило, достаточно недвусмысленны: `Распределение средств утверждается Правительством РФ` или `Дотации предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ`. Вот вам и вся подноготная финансовой `свободы`.
А в феврале тому же Александру Яковлеву и его первому заместителю по комитету финансов Ленобласти Евгении Гресь придется подниматься на Голгофу, то бишь трибуну областного ЗС, и терпеливо разъяснять депутатам особенности ожидаемых трансфертов и ограничения, связанные с их использованием.
Ничего не попишешь: грядут корректировки совсем недавно принятого бюджета, что так не нравится части законодателей. Причем следует учесть, что более 12 млрд руб. федеральных дотаций регионам не распределены еще даже на бумаге, и Ленинградская область может рассчитывать на дополнительные целевые субсидии.
Словом, корректировать бюджет в дальнейшем придется, и не раз.
|