Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Городское самоуправление нуждается в серьезных реформах` - ЭиВ N 3 (440)
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Денис Волчек, депутат Законодательного собрания Петербурга:
`Городское самоуправление нуждается в серьезных реформах`
No. 3 (440) 27.01.2003
Недавние выборы в парламент северной столицы и приближающийся 300-летний юбилей города привлекают внимание к самым разным проблемам общественного развития: от сугубо хозяйственных до широких политических. Но есть темы, которые находятся на стыке этих ключевых позиций, пребывая в жесткой зависимости от них и, в свою очередь, энергично влияя на их состояние. Речь идет о местном самоуправлении, существующем у нас с 1998 года. О нем рассуждает бывший председатель Муниципальной палаты Петербурга Денис Волчек



- Денис Геннадьевич, как охарактеризовали бы вы современный уровень муниципальных задач и способы их решения?

- Прежде чем говорить о задачах и решениях, давайте пристально взглянем на муниципальную карту Северной Пальмиры. Мы увидим 111 слабых карликовых образований, большинство которых варится в собственном соку, перебиваясь с хлеба на квас. Здесь-то и скрыта основная причина всех неувязок и неполадок местного самоуправления.

Деление Петербурга на такое большое количество мизерных `лунок` было осуществлено умышленно, без какого-либо здравого, прагматичного расчета. Законодательная власть с подачи городской администрации специально произвела на свет массу территориальных структур, не способных шагу шагнуть без начальственной отмашки сверху. А почему?

Да во всех нас прочно сидят старые страхи: а вдруг кто-то, не дай бог, выйдет из повиновения, станет своевольничать, проявит дерзкое самоуправство, посягнет на устои?

Вот это-то `тащить и не пущать` и представляет собой главный тормоз нашего движения вперед, мешающий развивать инициативу и самостоятельность, порождающий апатию и безответственность. Поэтому наши муниципалитеты, которые именуют иногда первокирпичиками гражданского общества, не в силах ни поставить серьезной задачи, ни достойно решить ее.

- Но безвыходного положения, как известно, не бывает...

- Естественно, и богатый опыт, накопленный человечеством, как российский, так и зарубежный, позволяет с честью выйти из всех затруднений.

Оптимальным вариантом я считал бы изменение общероссийского Закона о местном самоуправлении в той части, где декларируется: Москва и Петербург вправе строить муниципальные структуры по собственным законам. Такие `льготы` кажутся мне излишними и даже вредными для самих столиц.

Вместе с тем, понимая, что мегаполисы являются на современном этапе не просто самостоятельными субъектами Федерации, а еще и городами федерального значения, я готов согласиться на компромиссную модель.

Для Петербурга было бы целесообразно отказаться от нынешней нарезки на 111 ячеек и перейти к делению на 50 округов, сравняв число муниципальных и городских (депутатских) квадратов для большего удобства конкретной практической работы.

- Да, но не возникнут ли в подобном случае затяжные конфликты между депутатами Законодательного собрания и руководителями муниципальных советов о том, кто главнее и славнее?

- Знаете, если подойти к делу основательно и грамотно, то сверхнормативных перебранок не будет. Ну не спорят же на хорошем предприятии директор и инженер по поводу того, кому чем заниматься.

Во-первых, у нас есть городской устав, где верно отмечено, что органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а правовые акты, принятые в муниципальных `гнездах` - в пределах их компетенции, не могут быть отменены по воле верхов.

А во-вторых, давным-давно сказано: никакую юридическую бумагу, действующую в переходную эпоху, нельзя воспринимать как нечто неприкосновенное. Все подвижно, все переменчиво. Петербургский закон о самоуправлении следует подкорректировать и в плане новой нарезки муниципальных округов, и в смысле более четкого и доходчивого разграничения депутатских, административных и самоуправленческих полномочий.

- И что именно считаете вы ключевым в этих поправках?

- Таких пунктов несколько. Муниципалы должны научиться выдержанным, уважительным отношениям со своими соседями. Они обязаны установить регулярные и конструктивные контакты с обеими ветвями государственной власти - законодательной и исполнительной. Им надлежит постичь нелегкую науку будничного и продуктивного взаимодействия друг с другом по принципу `Один за всех и все за одного`.

У любого `квадрата` есть свои наработки, свои безусловные плюсы. На Васильевском острове, например, активно укрепляют местную милицию. В Колпине неплохо развивают потребительский рынок. В Ломоносове умеют эффективно использовать полученную недвижимость.

Наверняка могут похвастать успехами - пусть даже скромными - и другие муниципалитеты. Почему бы не изложить это - в обобщенной форме - в официальных документах? Кому сие помешает?

- И таких законодательных статей будет достаточно для ощутимого рывка в демократическое завтра?

- Одних статей явно недостаточно. Надо исходить, прежде всего, из социально-экономических показателей. Ведь нельзя не учитывать: муниципальные образования расслаиваются на профицитные и дефицитные, состоятельные и `безлошадные`. Что делать? Да сформировать особую межтерриториальную комиссию или группу, которая станет равномерно распределять бюджетные средства, давая каждой сестре по серьге.

В конце концов муниципалитеты, разбросанные по огромному городу и его предместьям, приблизительно одинаковы по потребностям и функциям. А добавочные сложности встречаются, как правило, на окраинах. Так что ключ к дверям в наших руках: справимся с денежными потоками - дадим самоуправлению твердую и надежную опору.



Другие материалы рубрики
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
26.07.21Для кого этот город?
Петербург переживает не лучшие времена. Мы еще не можем полноценно говорить о том, что вступили в посткарантийный период, городской бюджет не оправился от последствий введения ограничительных мер по COVID-19, не преодолели их ни бизнес, ни сами люди. На этом фоне в городе один за другим вспыхивают скандалы. И общий градус недовольства жителей постоянно растет.
27.04.17Кировский завод посетил Геннадий Зюганов
Председатель ЦК Компартии России, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Геннадий Зюганов 26 апреля с группой депутатов в рамках рабочего визита в Санкт-Петербург посетил Кировский завод.
09.02.17Сергей Миронов считает абсурдной идею слияния крупнейших библиотек Москвы и Петербурга
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов подверг сегодня жесткой критике идею объединения крупнейших библиотек двух столиц – Российской государственной библиотеки в Москве и Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.
03.02.17Сергей Миронов подверг критике пенсионную политику правительства
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов сегодня на брифинге в Санкт-Петербурге подверг критике решения правительства в пенсионной сфере. В частности, единовременная выплата в 5 000 рублей не способна заменить полноценную индексацию пенсий, уверен лидер СР.
03.02.17Сергей Миронов напомнил, что он петербуржец
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов в ходе рабочего визита в Санкт-Петербург провел вчера серию встреч с жителями города и ответил на вопросы журналистов.
25.01.17Сергей Миронов: СР предлагает расширить использование средств дорожных фондов
Думская фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" планирует инициировать поправку в Бюджетный кодекс об использовании средств дорожных фондов на строительство дорог к школам и поликлиникам. Об этом руководитель фракции Сергей Миронов сообщил сегодня парламентским журналистам.
15.03.10Ремонт, которого не было
В Калининграде возбуждено уголовное дело по факту нецелевого использования средств из областного бюджета
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru