Россия намерена наращивать мощности по нефтеперевалке на Северо-Западе. Однако пока не решено, какому из морских терминалов отдать приоритет
В правительстве Ленобласти уверены, что главным пунктом по вывозу российской нефти за рубеж должен стать Приморск. За семь месяцев 2002 года в порт зашло 82 танкера, а нефтеперевалка превысила 7,16 млн тонн. Гендиректор ОАО `Морской торговый порт Приморск` Александр Мещеряков считает, что порт в перспективе займет площадь до 87 тыс. га. В первом стивидорном районе предполагается развивать перевалку сырья и нефтепродуктов, а во втором - сжиженного газа. Контролирует Приморск компания `Транснефть`.
Однако некоторые вертикально интегрированные нефтяные компании ищут способы обзавестись собственными морскими терминалами. В компании `ЛУКОЙЛ` рассматривают несколько проектов. Первый - строительство нефтетерминала в порту Высоцк. Однако этот проект пока лишь на уровне идеи.
Второй - сооружение глубоководного наливного комплекса в Мурманске. Гендиректор ОАО `Мурманский морской торговый порт` Валерий Никулин считает, что идея перевалки нефтепродуктов через Мурманск имеет право на жизнь, хотя на уже имеющихся причалах построить нефтетерминал практически невозможно. Особенно с учетом предполагаемых объемов перевалки - 20 млн тонн в год. Значит, комплекс придется строить фактически с нуля рядом с действующими причалами.
Если проект удастся, то `ЛУКОЙЛ` сможет отправлять из Мурманска танкеры водоизмещением до 300 тыс. тонн. Использование таких гигантов повышает конкурентоспособность российской нефти на американском рынке.
Такой вариант, между прочим, может стать альтернативой известному проекту строительства трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, который в Азербайджане до недавнего времени представляли инвесторам единственным эффективным маршрутом доставки российской нефти в Северную Америку.
Однако этот нефтепровод Грузия и Азербайджан собирались сооружать без участия России. В таком случае российским производителям становилось невыгодно смешивать в `трубе` свою экспортную продукцию с азербайджанской нефтью, да еще и прокачивать ее через Грузию...
Как `ЛУКОЙЛ` собирается доставлять нефть в Мурманск? Есть два варианта. Первый - тянуть трубопровод из Ярославля. Это будет стоить не менее $1,5 млрд. Трубопроводами в России распоряжается `Транснефть`. Однако она сегодня вкладывает солидные инвестиции в обустройство БТС и порт Приморск. Сочтет ли она целесообразным распылять средства на второй масштабный проект, пока Приморск еще не выведен на проектную мощность?
На этот случай у `ЛУКОЙЛа` заготовлен запасной вариант. Строительство комплекса без `трубы` обойдется, как утверждают эксперты, всего в $300 тыс. Тогда в Мурманске нефть будут перегружать на океанские танкеры из небольших морских наливных судов усиленного ледового класса, которые, как планируется, загрузят сырьем в портопунктах российской Арктики, расположенных поблизости от месторождений углеводородов. Для их оборудования понадобятся приемлемые для `ЛУКОЙЛа` капиталовложения, что доказывает эксплуатация терминала в Варандее. Он работает по временной схеме с конца августа 2000 года и принадлежит ЗАО `Варандейнефтегаз` - дочерней компании `ЛУКОЙЛа`. Даже в таком усеченном виде через терминал в Варандее уже отправляют экспортные партии сырья. Не исключено, что `ЛУКОЙЛ` постарается внедриться и на уже имеющиеся в Арктике бункеровочные базы (в том числе Северного флота).
Планами `ЛУКОЙЛа` заинтересовались и другие нефтедобывающие компании. Например, `ЮКОС`, которая также пытается вывозить сырье на экспорт через северные моря. (В порту Витино с февраля 2002 года перегружается ежемесячно около 200 тыс. тонн нефти...)
Впрочем, нефтеигру `ЛУКОЙЛа` может испортить Газпром, специалисты которого предлагают строить терминал, способный принимать океанские танкеры в другом месте побережья Мурманской области - в Печенге. И по заказу Газпрома уже разрабатывается ТЭО проекта. По оценкам некоторых экспертов, сооружение глубоководного порта в Печенге дешевле, чем в Мурманске.
Предполагаемые площадки под нефте- и газотерминалы в Мурманске и Печенге недавно осмотрели заместитель министра транспорта В. Рукша и заместитель министра путей сообщения В. Якунин во время своего визита в Мурманскую область. По имеющейся у нас информации, скорее всего предпочтение будет отдано все-таки Мурманску. Ведь к нему можно доставлять нефтепродукты также и по стальным магистралям. И железнодорожники заинтересованы в увеличении грузооборота этого порта.
|