Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Игры с нефтедолларами - ЭиВ N 33 (420)
ТРАНСПОРТ
Игры с нефтедолларами
No. 33 (420) 26.08.2002
Борис УШАКОВ
Россия намерена наращивать мощности по нефтеперевалке на Северо-Западе. Однако пока не решено, какому из морских терминалов отдать приоритет



В правительстве Ленобласти уверены, что главным пунктом по вывозу российской нефти за рубеж должен стать Приморск. За семь месяцев 2002 года в порт зашло 82 танкера, а нефтеперевалка превысила 7,16 млн тонн. Гендиректор ОАО `Морской торговый порт Приморск` Александр Мещеряков считает, что порт в перспективе займет площадь до 87 тыс. га. В первом стивидорном районе предполагается развивать перевалку сырья и нефтепродуктов, а во втором - сжиженного газа. Контролирует Приморск компания `Транснефть`.

Однако некоторые вертикально интегрированные нефтяные компании ищут способы обзавестись собственными морскими терминалами. В компании `ЛУКОЙЛ` рассматривают несколько проектов. Первый - строительство нефтетерминала в порту Высоцк. Однако этот проект пока лишь на уровне идеи.

Второй - сооружение глубоководного наливного комплекса в Мурманске. Гендиректор ОАО `Мурманский морской торговый порт` Валерий Никулин считает, что идея перевалки нефтепродуктов через Мурманск имеет право на жизнь, хотя на уже имеющихся причалах построить нефтетерминал практически невозможно. Особенно с учетом предполагаемых объемов перевалки - 20 млн тонн в год. Значит, комплекс придется строить фактически с нуля рядом с действующими причалами.

Если проект удастся, то `ЛУКОЙЛ` сможет отправлять из Мурманска танкеры водоизмещением до 300 тыс. тонн. Использование таких гигантов повышает конкурентоспособность российской нефти на американском рынке.

Такой вариант, между прочим, может стать альтернативой известному проекту строительства трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, который в Азербайджане до недавнего времени представляли инвесторам единственным эффективным маршрутом доставки российской нефти в Северную Америку.

Однако этот нефтепровод Грузия и Азербайджан собирались сооружать без участия России. В таком случае российским производителям становилось невыгодно смешивать в `трубе` свою экспортную продукцию с азербайджанской нефтью, да еще и прокачивать ее через Грузию...

Как `ЛУКОЙЛ` собирается доставлять нефть в Мурманск? Есть два варианта. Первый - тянуть трубопровод из Ярославля. Это будет стоить не менее $1,5 млрд. Трубопроводами в России распоряжается `Транснефть`. Однако она сегодня вкладывает солидные инвестиции в обустройство БТС и порт Приморск. Сочтет ли она целесообразным распылять средства на второй масштабный проект, пока Приморск еще не выведен на проектную мощность?

На этот случай у `ЛУКОЙЛа` заготовлен запасной вариант. Строительство комплекса без `трубы` обойдется, как утверждают эксперты, всего в $300 тыс. Тогда в Мурманске нефть будут перегружать на океанские танкеры из небольших морских наливных судов усиленного ледового класса, которые, как планируется, загрузят сырьем в портопунктах российской Арктики, расположенных поблизости от месторождений углеводородов. Для их оборудования понадобятся приемлемые для `ЛУКОЙЛа` капиталовложения, что доказывает эксплуатация терминала в Варандее. Он работает по временной схеме с конца августа 2000 года и принадлежит ЗАО `Варандейнефтегаз` - дочерней компании `ЛУКОЙЛа`. Даже в таком усеченном виде через терминал в Варандее уже отправляют экспортные партии сырья. Не исключено, что `ЛУКОЙЛ` постарается внедриться и на уже имеющиеся в Арктике бункеровочные базы (в том числе Северного флота).

Планами `ЛУКОЙЛа` заинтересовались и другие нефтедобывающие компании. Например, `ЮКОС`, которая также пытается вывозить сырье на экспорт через северные моря. (В порту Витино с февраля 2002 года перегружается ежемесячно около 200 тыс. тонн нефти...)

Впрочем, нефтеигру `ЛУКОЙЛа` может испортить Газпром, специалисты которого предлагают строить терминал, способный принимать океанские танкеры в другом месте побережья Мурманской области - в Печенге. И по заказу Газпрома уже разрабатывается ТЭО проекта. По оценкам некоторых экспертов, сооружение глубоководного порта в Печенге дешевле, чем в Мурманске.

Предполагаемые площадки под нефте- и газотерминалы в Мурманске и Печенге недавно осмотрели заместитель министра транспорта В. Рукша и заместитель министра путей сообщения В. Якунин во время своего визита в Мурманскую область. По имеющейся у нас информации, скорее всего предпочтение будет отдано все-таки Мурманску. Ведь к нему можно доставлять нефтепродукты также и по стальным магистралям. И железнодорожники заинтересованы в увеличении грузооборота этого порта.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru