Пельмени, как и многие другие полезные вещи, изобрели китайцы. Впрочем, россиянам тоже есть чем гордиться - замораживать пельмени впрок стали именно они
Покупать любимый продукт в готовом виде, то есть фабричной выделки, особенно полюбили вечно спешащие горожане, когда им в 1960-е годы стали массово доступны холодильники. Недостатком национального брэнда `Пельмени `Русские` (цена 60 коп. за пачку) было то, что они слипались, причем намертво. Они разваривались, а варить их нужно было согласно ГОСТу не менее 20 минут. Однако полуфабрикатов более быстрого приготовления в СССР не было (кроме сосисок). Кстати, в пересчете на килограмм сосиски и сардельки долгое время стоили дешевле пельменей. Вот что значит народная любовь!
Между тем были и иные причины российского пельменного бума эпохи 1990-х - объективные, неизбежные макроэкономические.
С начала 1990-х предприятия мясной промышленности работали в условиях глубокого дефицита сырья. По сравнению с уровнем 1990 года, в 1998 году промышленная переработка мяса сократилась в 4,4 раза. Это объяснялось нежеланием сельхозпроизводителей сдавать скот и птицу на промышленную переработку в связи с задержкой расчетов. Значительная часть мясного сырья стала поступать на реализацию в непереработанном виде.
Постепенный подъем производства мяса начался только в 2000 году. В 2001-м производство мяса и субпродуктов I категории превысило уровень 1999 года на 11%. Но при этом выпуск колбасных изделий вырос в 2001 г. на 24%, а мясных полуфабрикатов - на 29% (итоги 2002 года пока не подведены).
Вообще производство мясных (и немясных тоже) полуфабрикатов росло опережающими темпами с середины 1990-х годов. Пожалуй, основная причина этого заключается в том, что в условиях дефицита сырья предприятия отрасли были вынуждены увеличивать в структуре выпуска долю мясной продукции с более высокой добавленной стоимостью. (Сейчас 70% мясного сырья реализуется в виде колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов.)
В результате производителям оставалось только научиться грамотному маркетингу, что они и сделали: переориентировались на выпуск продукции, наиболее востребованной покупателями (долгого хранения и быстрого приготовления); расширили ассортимент; предельно снизили себестоимость единицы продукции; вложили немалые средства в рекламу.
Что будет дальше?
Как считают маркетологи, ситуация в отрасли в дальнейшем будет развиваться по одному из двух вариантов:
1) произойдет постепенная экспансия крупных производителей (сумевших обеспечить себе собственную сырьевую базу и тем самым выигрывающих на производственных издержках, по сравнению с импортерами сырья) в другие регионы. Это лучше всего достигается за счет получения контроля над местными производителями;
2) сохранится нынешнее распределение сил, характеризующееся низкой степенью концентрации отрасли.
С одной стороны, первый вариант отвечает мировым тенденциям, да и все крупные производители регулярно заявляют о своих федеральных амбициях. Впрочем, производств в других регионах пока никто не открывает - ограничиваются открытием складов.
В пользу второго варианта свидетельствует реальная практика. Исследования показывают, что в регионах наибольшей популярностью пользуются пельмени местного производства. Из всех российских регионов пока только Карелия - основной потребитель петербургской продукции, причем не иначе как благодаря территориальной близости, помноженной на леность местных производителей. Остальные же регионы хранят преданность локальным брэндам.
По данным агентства `ММЦ Пенза-Москва`, доли петербургских брэндов на рынке республики таковы: `Равиоли` - 26,5%, `Равиолло` - 15,2%, `Русские` - 11,4%, `Моя семья` - 10,8%, `Богатырские` - 7,4%, `Дарья` - 4,4%.
По прогнозам аналитиков, с ростом доходов населения спрос на мясные продукты будет расти, особенно в регионах. При этом потребители начнут обращать больше внимания на соотношение цены и качества продукции и требовать от производителей разнообразного ассортимента.
То, что большую часть этого ассортимента на долгие годы заняли мясные полуфабрикаты, уже ни у кого не вызывает сомнений.
|