Когда-то одна из статей в `ЭиВ` называлась `Розница разогналась и не может остановиться`. Это касалось, прежде всего, петербургской моды на строительство розничных торговых сетей. Спустя год можно сказать, что название той статьи было верным наполовину: да, розничный товарооборот продолжает расти, но эйфории поубавилось. Возможно, это произошло потому, что достигнут определенный баланс между покупательной способностью горожан и количеством торговых площадей
Впрочем, еще одна сеть под конец 2002 года все-таки родилась. Предпринята вторая за последнее время попытка объединить магазины самого любимого в Петербурге формата - районные универсамы.
Сделано в СССР.
Проверено временем
Конечно, крупные розничные центры, например гипермаркеты, удовлетворяют гораздо больше пожеланий покупателя, чем традиционные универсамы. Наоборот, магазины cash&carry предлагают не больше, но цены там ниже - с этим не поспоришь. Однако таких магазинов в Петербурге пока немного, и главное - оба этих формата рассчитаны в первую очередь на автомобилистов.
Людей с машинами у нас пока недостаточно. Главным образом по этой причине у сохранившихся до наших дней универсамов нет угрозы потерять своих клиентов. Их строили для удовлетворения потребностей покупателей конкретного микрорайона. И нет оснований предполагать, что покупатель, который живет рядом с универсамом, будет ездить за продуктами в гипермаркет или С&C. Тем более что универсамы все эти годы тоже не стояли на месте: одни (например `Лиговский`, `Купчинский`, `Придорожный`) учились держать невысокие цены, другие (например `Северный` и `Южный`) сами превратились в подобие гипермаркетов - расширили в 2 раза торговые площади, организовали дополнительные услуги (кулинарию, например).
А вот открывшаяся по соседству с универсамом `Пятерочка` (да и любой другой `дешевый магазин`, те же `Дикси` и `Копейки`) способна погубить классический универсам. В последние годы это происходило почти повсеместно.
Например, из-за таких соседей число покупателей в универсаме `Лиговский` снизилось с 4 тыс. до 1,5-2 тыс. в день, как сказала его коммерческий директор Раиса Горбунова. Правда, сейчас падение закончилось, покупатели понемногу потянулись обратно.
`Ведь что такое универсам? - объясняет Р. Горбунова. - Это качество, чистота, обученный персонал. Если у человека есть хотя бы небольшой доход - он идет в универсам. Даже пенсионеры, и те идут. Из тех самых `Пятерочек`.
В принципе между этими двумя форматами - универсамами и универсамами эконом-класса - и была в последние два-три года основная конкуренция.
Бесспорно, универсамы комфортнее, удобнее, да и привычнее для большинства петербуржцев, чем дискаунтеры. Ассортимент любого приличного универсама в 10 раз богаче, чем ассортимент дешевых магазинов: 20-25 тыс. наименований товара против 2,5 тыс. Ведь низкие цены не достигаются просто так.
Дискаунтер - магазин, торгующий товарами по самым низким ценам. Эта задача требует:
- ограниченного ассортимента;
- преобладания упакованных товаров с длительным сроком реализации;
- рабочих процессов с низкими трудозатратами (то есть в дискаунтерах товары не расфасовывают и не выстраивают красивыми пирамидами на красивых полках, а также не окружают вниманием каждого покупателя в отдельности).
Поэтому средняя численность работающих в крупном универсаме - 250 человек, а в среднем дискаунтере около 50 сотрудников.
Правда, все эти достоинства универсамов выливаются в главный их недостаток - более высокие, чем в других местах, цены. Тем более что дешевые магазины, как правило, объединены в крупные сети (одних `Пятерочек`в городе около 100) и поэтому имеют возможность получать от поставщиков максимальные скидки.
А те 40 петербургских универсамов, которые еще не стали дискаунтерами и сохраняют самостоятельность, разобщены, выживают поодиночке и скидок не получают. Выход один - объединяться.
У `самых-самых`
не получилось...
Сейчас об этом мало кто помнит, но весной прошлого года попытку построить сеть из работающих универсамов уже предпринимали. Пять крупнейших и солиднейших городских магазинов - `Невский`, `Пулковский`, `Северный`, `Таллинский` и `Южный` - уже пытались объединиться под руководством крупной оптовой фирмы `Юнилэнд-Нева`.
Проект `Юнисам` угас, не начавшись. Причин тому было несколько, но главные - две: во-первых, каждый из владельцев этих действительно хороших магазинов боялся ущемления своих прав и подходил к объединению с осторожностью; а во-вторых, у `Юнилэнда` было немало собственных проблем - тут не до универсамов. Во всяком случае обещанных скидок и прочих льгот от `Юнилэнда` они так и не дождались.
...Получится ли
у `вторых`?
В сеть МахМix пока вошли четыре универсама: `Купчинский`, `Лиговский`, `Сампо` и `Придорожный`. Их общий годовой оборот оценивается в $28 млн (у юнисамовцев он достигал $45 млн, то есть в среднем на 30% больше в расчете на каждого).
До конца лета 2003 года запланировано объединить 15 универсамов с годовым оборотом около $120 млн. Вероятность этого весьма высока, так как оператором сети выступает ООО `Союз`, учредители которой - Союз предприятий розничной торговли и оптовая база ОАО `Лиговское`.
Эти две организации имеют успешный опыт работы с розницей. Достаточно сказать, что `Лиговское` создано на основе центральной базы некогда крупнейшей в городе торговой фирмы `Гастроном`.
Оператором сети `МаксМикс` по информационному обеспечению, маркетингу и закупкам выступает ООО `Союз`.
По словам директора по развитию сети Михаила Коменденко, во всех магазинах `МаксМикс` будет стандартный набор товаров и услуг, которые станут еще одной визитной карточкой сети. В частности, предполагается создание отделов телекоммуникаций, химической чистки, фотосервиса и др. К этому добавится общая система скидок, в том числе и накопительных - для постоянных клиентов.
Закупка 70% продукции будет осуществляться через единый процессинговый центр. Остальные 30% ассортимента магазины будут формировать индивидуально - в соответствии с особенностями товарооборота в каждом из них. Ассортимент будет основываться на продукции отечественных, особенно местных, производителей.
Единая информационная система сети позволит экономить на транспорте. В результате цены на продукты в сети `МаксМикс` обещано сделать ниже, чем в обычных универсамах, а сервис и ассортимент останутся на таком же высоком уровне.
СПРАВКА
В Союз предприятий розничной торговли Санкт-Петербурга (СПРТ), созданный в феврале 2002 года, входят 35 крупных магазинов (среди них - универсамы `Гражданский`, `Шуваловский`, `Успех`, `Купчинский`, `Фрунзенский` и другие). Это первая некоммерческая организация, которая поставила перед собой задачу объединить крупнейшие универсамы и гастрономы города и отработать для них единую систему заказа.
Тогда же, в феврале, ОАО `Лиговское` объявило о намерении вложить $2 млн собственных и привлеченных средств в модернизацию своей оптовой базы на Лиговском проспекте. Вложения были напрямую связаны с созданием СПРТ.
Одним из учредителей союза является ОАО `Лиговское`. Компания также учредила ООО `Союз`, которое занимается оптовыми поставками товаров для членов СПРТ. Цель работы союза розничных предприятий - снижение цен на продукцию, поставляемую в магазины, за счет дополнительных оптовых скидок от производителей.
База, которую сейчас модернизируют, включает в себя склады площадью около 17 тыс. кв. м
и железнодорожные пути. С 1937-го по 1980-е годы это была крупнейшая продовольственная база города. Она снабжала продуктами около 80% магазинов. Товарооборот в конце 1980-х превышал 100 тыс. тонн в год. Сейчас загрузка базы составляет примерно 30%.
Создание логистического центра должно значительно сократить сроки доставки товаров в розницу
|