Уже сегодня ясно, что Петербург не только внешне похорошеет к своему трехсотлетнему юбилею. Новое качество приобретут разные грани жизни города. И среди них далеко не последнее для пользы горожан место займет развитие торгового бизнеса. Юбилей подстегнул реализацию многих проектов в этой сфере
Одна из крупнейших торговых компаний мира METRO AG (Германия), общий оборот которой в прошлом году превысил 50 млрд евро, тоже решила поучаствовать в символическом соревновании на лучший подарок к юбилею. ООО `Метро Кэш энд Кэрри`, входящее в группу METRO AG, готовится весной этого года открыть в Петербурге сразу два магазина для мелкооптовой торговли - на Богатырском проспекте и проспекте Косыгина.
Жители близлежащих жилых массивов уже несколько недель наблюдают за ходом активно ведущихся строительных работ. Строители спешат не случайно - им нужно всего за полгода возвести гигантские торговые комплексы. Только торговая площадь каждого центра составит 8 500 кв. м. Современные здания, удобные, в том числе крытые, парковки, обширная зеленая зона - все будет напоминать о едином подходе к обустройству магазинов Metro - торговой марки, хорошо известной в мире.
Мы пришли дать вам...
низкие цены
Чтобы понять, насколько серьезный игрок приходит на петербургский торговый рынок, давайте поначалу окунемся в историю. Первый магазин Metro открылся в Германии в 1964 году. Уже через четыре года бизнес компании пересек немецкую границу, и сегодня магазины Metro Cash & Carry открыты в 24 странах, а их общее число превышает четыре сотни. В 1996 году торговая марка Metro обосновалась в Китае, и с этой страной связаны большие надежды компании.
Не менее оптимистично руководители METRO AG оценивают перспективы своего бизнеса и в России. Только в московскую сеть магазинов Metro Cash & Carry и гипермаркеты Real в холдинге планируют инвестировать в ближайшие пять лет около 600 млн евро. Открыв в Москве первые два магазина в ноябре 2001 года и получив обнадеживающие результаты, компания стремится наращивать свое присутствие на российском рынке. В Москве недавно открыт уже третий магазин Metro Cash & Carry, а в нынешнем году их число в столице может быть удвоено.
Сейчас компания приглядывается ко всем крупным российским городам. Среди наиболее вероятных кандидатов на открытие магазинов в ближайшем будущем - Нижний Новгород, Казань, Самара, Ростов-на-Дону... Приход группы METRO в северную столицу России был сразу предопределен масштабом местного торгового оборота, а юбилей Петербурга оказался при этом сильным и приятным стимулом.
Магазины Metro Cash & Carry принципиально ориентированы на мелкооптового покупателя. Типичные клиенты - владельцы маленьких магазинов, киосков, частные предприниматели из сферы малого и среднего бизнеса. Кроме этого, услугами Metro пользуются гостиницы, рестораны, фирмы, обслуживающие приемы.
В магазинах Metro, как отмечают специалисты компании, цены ниже цен на оптовых рынках Москвы на 10-20% по различным группам товаров. В пользу Metro началось перераспределение клиентов, стремящихся к гарантированному качеству закупаемых товаров и стабильным оптовым ценам, обеспечивающим для частных предпринимателей возможность планировать свой бизнес. При этом сама компания Metro придерживается строгой ценовой политики, закладывая для себя очень низкую маржу. Такой подход и позволяет удерживать цены на минимальном уровне.
Quality Team -
суровый контролер качества
Качество предлагаемых товаров - еще одно направление, которому группа METRO придает первостепенное значение. Делается это, впрочем, как и все остальное, с неизменной тщательностью и педантичностью.
В каждой стране, где открыты магазины Metro, есть один основной менеджер по качеству, а все вместе они объединены в Quality Team, отвечающую за разработку внутренних процедур контроля качества в системе всех магазинов компании.
Стать поставщиком товаров для Metro (а это огромные гарантированные объемы закупок) очень непросто.
Заключению договора на поставки продукции с фирмой-производителем предшествует период, когда сотрудники компании с ней очень тщательно знакомятся, анализируя позиции этого поставщика на рынке, его ценовую политику, разнообразие ассортимента производимой продукции.
Не менее важный аспект - анализ финансовой состоятельности потенциального партнера: Metro Cash & Carry стремится к долгосрочным отношениям, и поэтому фирмы-однодневки не входят в круг ее интересов. Компания ищет только надежных партнеров, способных выдержать необходимый режим поставок. В основном таковыми оказываются либо
местные производители, либо прямые импортеры продукции, для которых система Cash & Carry является уникальным каналом сбыта.
Помимо предоставления места на полках местных магазинов, в `Метро` существуют также и способы поддержки местных, локальных производителей по выходу их продукции на зарубежные рынки под собственной торговой маркой `Метро` и продажа их в магазинах `Метро`. Руководитель отдела по связям с общественностью московского `Метро Кэш энд Кэрри` Юлия Белова так описала нам процесс запуска производства локального продукта под собственной торговой маркой `Метро`. Прежде всего выбирается продукт сравнения, максимально отвечающий сегодня по качеству требованиям компании. Затем разрабатывается описание предлагаемого продукта по его свойствам или техническим параметрам. Следующий этап - рассылка предложений по 24 странам - членам своеобразного клуба Metro для сбора дополнительных требований к товару, если предполагается его использование во всей международной сети магазинов.
Затем объявляется конкурс для производителей такого товара, проводится детальное сравнение образцов, где качество становится определяющим фактором. Параллельно проводятся маркетинговые и ценовые исследования, изучается спрос на товар. Заключает цепочку выбор одного победителя с выездом специалистов Metro или привлеченных организаций на производство для всестороннего аудита предприятия.
В ходе аудита составляется документ, описывающий детально производство и все технологические операции, содержащий характеристики оборудования и выводы о соответствии предприятия необходимым требованиям. Особое внимание обращается на возможность наращивания мощностей (на случай если спрос на данный товар будет возрастать), а также финансовую устойчивость предприятия, гарантирующую его надежность как партнера Metro на длительный период.
Для товаров под маркой Metro наиболее распространены два брэнда: ARO, ориентированный на мелких розничных торговцев, поэтому цены минимальны, и METRO Quality, где покупателями выступают владельцы ресторанов, баров, кафе, гостиниц, когда на первый план выходит уже не цена, а безукоризненное качество товаров.
Группа Metro чрезвычайно заинтересована в том, чтобы закупаемые у того или иного поставщика объемы продукции росли; в компании действует политика объединенных совместных покупок, что позволяет как добиваться более гибких цен, так и минимизировать собственные затраты.
Не менее важны возможности поставщика и с точки зрения предлагаемого им ассортимента товаров. Чем шире этот набор при выполнении условий по качеству - тем охотнее идут с ним на контакт. Сейчас у магазинов Metro в среднем до полутора тысяч поставщиков, при этом ассортимент предлагаемых продовольственных и промышленных товаров превышает 20000 наименований.
Качество российских товаров специалисты Metro оценивают как весьма высокое, но при этом пока ни один российский торговый брэнд не получил постоянной прописки в международной сети магазинов компании. Примерно 10-15 товаров находятся в стадии изучения спроса и анализа качества, но из продовольственной группы наибольшие шансы на признание имеют традиционно водка, икра, а также морс, пельмени, хрен, майонез, кетчуп.
Ассортиментную политику в каждой стране местный офис Metro определяет самостоятельно. При этом внимательно учитываются предпочтения, не только общие для страны, но и характерные для конкретного города. Сейчас в Петербурге сотрудники Metro проводят переговоры с представителями тех предприятий, продукция которых наиболее востребована на местном рынке и соответствует высокой планке качества компании. Результаты этой совместной работы можно будет наблюдать на прилавках магазинов Metro в Петербурге всего через несколько месяцев.
Кто платит, тот и заказывает...
уровень обслуживания
Чем ближе открытие магазинов, тем активнее разворачивается процесс формирования двух главных сторон любой торговли: продавцов и покупателей. При этом набрать штат собственных сотрудников для Metro в Петербурге (а это более 800 человек) не составит особого труда.
Основные командные должности уже распределены между сотрудниками Metro, освоившими стандарты фирменной торговли в других магазинах компании, и местными высококлассными специалистами, о способностях которых очень лестно отзывается генеральный директор ООО `Метро Кэш энд Кэрри` Герберт Цлабингер. Директора магазинов и департаментов, как правило, проходят предварительный тренинг в течение полугода. Прежде он проводился в зарубежных магазинах Metro, теперь есть возможность питерскому персоналу обучаться уже в Москве.
Учитывая высокий (по петербургским меркам) уровень предлагаемой персоналу оплаты труда, не будет проблем и с отбором тех, кто непосредственно работает с покупателями.
Специфика формата Cash&Carry состоит в том, что основными и главными покупателями являются оптовые и мелкооптовые клиенты - гостиницы, рестораны, розничные магазины, частные предприниматели.
В Петербурге работа по созданию клиентской базы сейчас в полном разгаре. Идет распространение карточек клиентов Metro Cash & Carry, выдаваемых юридическим лицам (не более пяти на предприятие) и частным предпринимателям.
Любопытна система информационного обмена с клиентами компании, получившая название `Метропочта`. Дважды в месяц все зарегистрированные покупатели получают красочный журнал Metro с описанием новых товаров и содержащий немало другой полезной информации.
Да и сам выбор места для строительства магазинов тоже продиктован, прежде всего, заботой об удобстве покупателей и поставщиков. Как правило, это окраина города, рядом с кольцевыми трассами и крупными магистралями, чтобы обеспечить быстрое обслуживание клиентов и их возвращение к своим торговым точкам. В Москве первые магазины Metro были построены рядом с МКАД на Ленинградском и Ярославском шоссе.
Общий объем инвестиций в два первых магазина в Петербурге с учетом платы за землю составит более 45 млневро. Единственное, что беспокоит руководство Metro, - отсутствие опыта строительства магазинов в России в зимних условиях, в Москве все стройки пришлись на лето, но компания с многолетними традициями и опытом авралов не любит и отступать от намеченных сроков не собирается. Подарок к юбилею Петербурга обязательно состоится!
|