Правительство РФ в I квартале 2003 года намерено разработать программу комплексного развития Северного морского пути и его использования на коммерческой основе
Когда отмечалось 70-летие начала эксплуатации Севморпути, премьер-министр М. Касьянов констатировал: за последние 15 лет объемы перевозок по этой трассе сократились почти вчетверо. Ледокольный и транспортный флот, который обслуживает ее, стареет. Портовая инфраструктура приходит в упадок.
Остается надежда, что освоение месторождений нефти и газа на Северном морском шельфе привлечет инвестиции и в развитие транспортной инфраструктуры. Ведь в Арктике сосредоточено не менее трети российских запасов нефти и газа. Естественно, что сырье надо как-то вывозить...
Своя точка зрения на будущее Севморпути - у компании `Норильский никель`, грузы которой на 85% наполняют эту трассу. Однако дальнейшие проекты предприятия упираются в возможности транспортной инфраструктуры. Его руководство беспокоит, что у Российского государства нет программы, которая бы позволила финансировать строительство ледоколов и судов усиленного ледового класса.
Само же руководство `Норильского никеля` не считает целесообразным вкладывать средства в приобретение судов или акций судоходных компаний. Однако компания заключила с Минтрансом РФ соглашение, которое позволит до 2010 года обеспечить инфраструктуру грузоперевозок компании по Севморпути.
В Минтрансе РФ озабочены тем, как развитие арктической трассы координировать с реальными товаропотоками. Необходимо уточнить объемы конкретных капиталовложений. Судя по имеющимся заявкам грузоперевозки в 2003 году могут превысить 2 млн тонн, что почти вдвое больше уровня 2002-го. Таковы прогнозы руководителя администрации Севморпути Анатолия Горшковского.
Тем не менее в субъектах Федерации не разделяют оптимизма Минтранса. В администрации Архангельской области считают, что экономический потенциал российского Севера гораздо выше. Он способен притягивать к себе транзит из Азии, Европы, региона Баренцева моря, Японии и Китая.
Наконец, на Севере есть месторождения нефти, газа, алмазов и твердых ископаемых, разработка которых набирает силу. И транспортная составляющая в перспективе должна быть соизмерима с этими грузопотоками. Причем от того, в каких объемах государство будет финансировать инфраструктуру грузоперевозок, отчасти зависят объемы инвестиций, которые будут вкладывать в реальный сектор экономики Севера. А сегодня потенциальных инвесторов настораживают выводы экспертов, которые считают, что имеющийся на Севере атомный ледокольный флот позволит обеспечить прогнозируемые объемы грузоперевозок только до 2005 года. К этому времени большинство ледоколов выработает ресурс ядерных энергетических установок, что повлечет за собой дефицит ледокольных сил.
В большинстве арктических портов причальные сооружения требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов. Система передачи навигационной информации и предупреждений об опасностях на трассах Северного морского пути из-за ликвидации сети радиостанций дезорганизована.
Из-за отсутствия бюджетного финансирования число полярных станций сократилось с конца 1980-х годов почти вдвое. Прекращены работы по развитию центра ледовой и гидрометеорологической информации `Север`.
Свернута программа развития космических и авиационных средств. В последние годы не производится оперативная авиационная разведка ледовой обстановки. Система радиосвязи, служившая в течение многих лет, фактически прекратила существование из-за ликвидации сети радиостанций Минтранса и Росгидромета РФ. Аварийно-спасательная служба свернута. Нарушена система кадрового обеспечения.
К тому же существующие тарифы на перевозку по Севморпути и налоговая политика не способствуют экономическому развитию арктической зоны и ее транспортному обеспечению. Действующие соглашения о разделе продукции не защищают в должной мере приоритет российских перевозчиков.
|