- До принятия Закона РФ `О государственных и муниципальных унитарных предприятиях` деятельность ГУПов была мало регламентирована. Существовали Гражданский кодекс РФ, концепция управления госимуществом РФ - вот, в общем-то, и все. Если говорить о Петербурге, то были распоряжения губернатора города, которые директора предприятий частенько не выполняли.
Была масса важных моментов, которые собственник ГУПов - государство в лице федеральной или городской власти - не мог проконтролировать. Например, при сделках с имуществом не была определена сумма сделки, при которой директор ГУПа обязан согласовывать ее с собственником. Да и сама процедура согласования также не имела четких правил.
Займы руководитель ГУПа тоже мог совершать самостоятельно. Согласие собственника требовалось лишь в том случае, если предметом залога было имущество предприятия. При учреждении дочерних компаний согласование было скорее номинальным.
Именно из-за таких нюансов госимущество порой использовалось весьма неэффективно. Отсюда же и возможность увода имущества из предприятия в `дочки`, приводившая к банкротству сами ГУПы.
ГУПы могли вольно распоряжаться зарабатываемой ими прибылью. Часть ее они должны были перечислять в бюджет, а все оставшееся тратили по усмотрению руководства. И далеко не всегда средства шли на развитие предприятия.
Закон наконец расставил все точки над `i`. Теперь ГУПы большую часть своих действий обязаны согласовывать с собственником. Например, ГУПы могут участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях только с позволения собственника.
В законе определены цели государства при создании ГУПов, требования к руководителям предприятий. Кстати, теперь генеральный директор обязан доводить до сведения собственника, каким образом он и его родственники участвуют в
управлении предприятием и в его деятельности.
Решены и вопросы, возникавшие при заключении сделок. В том числе указано, что гендиректор не имеет права заключать сделки в своих интересах.
Появилось в законе долгожданное понятие федерального казенного предприятия. Оно будет создаваться в строго определенных случаях для выполнения своих функций, а не для получения прибыли.
В Петербурге, возможно, к категории казенных предприятий будет отнесен информационно-аналитический центр администрации, который является держателем реестра населения города. В этот же разряд могут попасть некоторые аптеки, которые сохранили рецептурные отделы, зубоврачебные поликлиники, оказывающие услуги льготникам.
Многие предприятия, прежде ГУПы, будут приватизированы. Причем этот процесс может коснуться и крупных городских монополистов. И в первую очередь - предприятия транспортного комплекса.
Некоторые руководители после принятия этого закона заявили, что намерены как можно скорее акционировать свои предприятия. Во-первых, это говорит о том, что они по сути ГУПами уже не являются. А во-вторых, директора теряют свободу маневра при распоряжении имуществом предприятия, и это их не устраивает.
|