В своем развитии петербургская информационная автоматизированная система бюджетного процесса прошла уже несколько этапов. На первом аппаратно-программный комплекс помог минимизировать ручной труд при расчетах. Второй этап, который еще не завершен, ознаменовался созданием электронного казначейства
Исторический ракурс
В 1986 году финансовое управление Ленсовета совместно с вычислительным центром Минфина РСФСР реализовало идею автоматизации бюджетного процесса. С помощью программно-технических средств были последовательно переведены на машинную обработку трудоемкие операции (составление сводных отчетов, расчеты между организациями, учет доходов).
В начале 1990-х появилась необходимость соединить персональные компьютеры в сеть, чтобы облегчить задачу доступа пользователей к информационным ресурсам. Вычислительная сеть появилась в 1994 году, но она имела низкую эффективность.
В 1995 году началось формирование ядра новой схемы автоматизированной системы бюджетного процесса. В нее заложили сокращение пробега денег от налогоплательщиков до получателей, вовлечение в оборот остатков средств на счетах распорядителей и учреждений. В итоге всех преобразований возникло электронное казначейство. Но процесс автоматизации финансовых потоков этим не закончился.
Заграница помогает
`Из фонда реформирования региональных финансов Минфина РФ Петербургу на совершенствование электронного казначейства обещали выделить определенную сумму. Под них была разработана программа, включающая семь направлений. Но те средства, что стали поступать в 2002 году, позволяют рассчитывать на реализацию только пяти`, - сказала начальник управления автоматизации Комитета финансов администрации Петербурга Татьяна Сергеева.
Фонд финансируется Мировым банком. За счет этих средств Комитет финансов приобрел и ввел в эксплуатацию мощный сервер. Он установлен в центре обработки данных, куда стекается информация от 1,5 тысячи пользователей.
На средства Мирового банка будет проведена замена сетевого оборудования. Оно было закуплено в 1993 году и на сегодня устарело. Новые коммуникации ускорят доступ пользователей информационной автоматизированной системы бюджетного процесса к центральной базе данных.
На первом этапе, как сообщили в комитете, эту возможность получат самые крупные клиенты электронного казначейства: ГУВД, Главное управление народного образования, Комитет по содержанию жилого фонда. Замена сетевого оборудования обойдется в 5 млн руб.
Выделяемые Минфином субвенции позволят также обновить парк компьютеров. Запланировано приобрести 70 машин. Комитет провел тендер среди фирм-изготовителей. Известно, что его выиграли четыре участника. Поставят технику в кратчайшие сроки. В КФ поступило много заявок на замену компьютеров от разных комитетов.
Но, как сообщили недавно, в первую очередь машины будут установлены в Комитетах по культуре и народному образованию, где с 2003 года открывается большое количество лицевых счетов бюджетных организаций.
Программы обновляются
на средства бюджета
Работу электронного казначейства обеспечивают 39 программных комплексов. Предполагается автоматизировать также бюджетирование капитальных вложений. Доля АПКВ (адресной программы капитальных вложений) в бюджете велика, поэтому знать, как расходуются эти средства, действительно важно.
По словам специалистов управления автоматизации КФ, программа, работа над которой почти завершена, позволит вести планирование по трем направлениям: вновь вводимым, так называемым переходящим и по завершаемым объектам. Таких объектов в городе насчитывается несколько сотен, и проводить расчеты по ним вручную практически невозможно.
В ближайшее время информацию о бюджетном процессе можно будет получать через базу открытого доступа.
Как пояснили в КФ, главное достоинство новой базы в том, что она абстрагирована от бюджетной классификации. Вносимые ежегодно Минфином изменения в классификацию создавали проблемы как для программистов, так и для пользователей. Теперь методом навигации, как в Интернете, можно будет получать любую информацию по бюджету.
В планах КФ на 2003 год - ввести районные электронные казначейства. Они будут созданы на базе территориальных бухгалтерий. `В принципе основная база уже есть, ее надо только укрепить`, - сказала Т. Сергеева. Через электронное казначейство планируется управлять наличностью.
В бюджете около 40% расходов составляют наличные выплаты, поэтому автоматизации данных расчетов в Комитете финансов придают большое значение. Разработку этих и других программ ведут на средства бюджета Петербурга. На 2003 год на эти цели выделено 56 млн руб.
|