За последние три года в России производство этилового спирта из пищевого сырья, по данным Госкомстата, росло на 1-2% в год. В 2003 году выпуск ликероводочной продукции в переводе на спирт приблизится к 120 млн декалитров
В 2001 году спиртозаводов в России стало 179 (на четыре больше, или +22,35% к 2000-му). Открывались новые цеха и на некоторых старых производствах. И среднегодовая мощность заводов продолжала снижаться, достигнув сейчас, по оценкам, примерно 53%.
За производство водки и ликероводочных изделий в 2001 году отчиталось 599 предприятий РФ (-3,1% к 2000-му), способных выпускать около 401 млн дал продукции. Однако в среднем их мощности использовались на 30,2% (в 1999 году - на 32,6%). При этом интенсивно реконструировались старые производства, вводились новые цеха и даже заводы. За счет этого мощности предприятий увеличились на 10-11%, а выпуск легальной продукции - на 7%.
Такие данные наводят на мысль о том, что значительная часть спиртосодержащей продукции может по-прежнему уводиться в `тень`. Это же подтверждает и нестыковка в отчетных данных по грузоперевозкам ликероводочных изделий и их продажам. В 2001 году, например, производители отгрузили 130,7 млн дал такой продукции, а организации розничной торговли продали 191,4 млн дал (с учетом неформального оборота - 209,1 млн дал). `Теневой` оборот в последние три года оставался примерно одинаковым - около 32%.
Это указывает на то, что способы увода алкогольной продукции в `тень` становятся все более изощренными. Например, под одной и той же торговой маркой в стандартных бутылках выпускается разная по качеству продукция. По сути, на одной территории возникает несколько производств, выпускающих внешне одинаковую продукцию. Она не поддается сводному учету. Тогда появляется возможность поставлять отдельные партии дешевого спиртного по различным магазинчикам, особенно в российской глубинке. Доказательством таких операций является факт отказа руководства завода публично назвать точный объем выпускаемой продукции за год.
Кроме того, далеко не всем заводам удается постоянно наращивать продажи. Если одни предприятия открывают новые цеха, то на других производство падает. Причем на некоторых - катастрофически. Не случайно, по данным анализа финансовых результатов деятельности 215 крупнейших ликероводочных предприятий, доля прибыльных среди них продолжает снижаться. Кстати, около 5% заводов имеют хроническую просроченную кредиторскую задолженность.
Безусловно, это свидетельствует об обострении конкуренции и переделе рынка. Для того чтобы выжить, теперь недостаточно выпускать дешевую продукцию. Она должна быть качественной.
Как показывают исследования, все больше людей сегодня проявляют здоровый консерватизм. Они все реже отваживаются пробовать разные сорта водки, предпочитая те марки, к которым уже успели привыкнуть.
Это заставляет производителей качественной продукции искать способы легально работать на рынке. Надо объединяться, чтобы их линейки ликероводочных изделий не утонули в море сомнительной и случайной продукции, которой изобилуют сегодня прилавки магазинов.
Первыми это сделали в Москве, где местных производителей поддержали в мэрии. На Северо-Западе РФ интенсивно развиваются производства в Калининградской и Ленинградской областях, а также в Петербурге. Именно здесь увеличилось и количество легально реализуемой продукции.
Однако условия работы предприятий в Московском регионе и в Петербурге заметно отличаются.
В столице наблюдаются попытки государственного регулирования, при котором местные легальные производители ликероводочной продукции как добросовестные плательщики налогов получают определенные преимущества при реализации своей продукции.
Администрация же города на Неве поступает с точностью до наоборот: местные производители подвергаются усиленным проверкам, а поставки продукции из других регионов практически не контролируются. В результате петербургские заводы проигрывают в цене. И многие из них вынуждены переключаться на другие региональные рынки.
- А ведь мы хотим не так много: создания таких условий торговли, при которых покупатель мог бы отличить качественные марки от сомнительных. К сожалению, многие петербуржцы просто не знают, какие напитки выпускают в Петербурге. Причем это те напитки, сбыт которых в других регионах постоянно растет. Странная получается экономика, когда товар выгоднее везти продавать на территории других субъектов Федерации, а не в своем городе, - рассказал директор по маркетингу винзавода `ВилаШ` Максим Черниговский.
Сейчас делается попытка решить проблему на уровне усиления взаимодействия между производителями спиртного и оптовыми продавцами. Для этого, в частности, был создан клуб профессиональных дегустаторов. В перспективе при клубе появится `горячая` телефонная линия качества, где будут готовы ответить на все вопросы петербуржцев.
|