Акционерному обществу `Иван Федоров`, одному из старейших полиграфических предприятий Петербурга, лидеру производства высококачественной иллюстрированной книжной продукции и элитных альбомов по искусству, исполнилось 100 лет
Основана типография была в 1902 году статским и коммерции советником Романом Романовичем Голике и потомственным почетным гражданином Артуром Ивановичем Вильборгом. Их товарищество объединило тогда типографию, литографию, фототипию и цинкографию.
С первых дней существования типография была признана лучшей в России. Основным направлением деятельности в уставе значились подготовка и выпуск изящных художественных изданий. Типография `Голике и Вильборга` стала колыбелью петербургской школы книжной графики.
Одним из крупнейших заказчиков предприятия был `Кружок любителей изящных русских изданий`. Книги, печатавшиеся по заказу кружка, выходили тиражами 500-1000 экземпляров, причем нумерованных. После тиражирования формы уничтожали.
Предприятие печатало афиши, рекламу, меню для ресторанов и императорских приемов, открытки, альбомы, репродукции картин русских художников, которые уже в то время считались классиками. В 1912 году на выставке `Искусство в книге и плакате` издания типографии были признаны шедевром полиграфического искусства.
В 1923 году типография получила имя русского первопечатника Ивана Федорова. Вместе с этим в наследство предприятие получило и его типографскую марку - сигнет. На ней изображены инициалы мастера и еще два элемента, значение которых Иван Федоров не разъяснял.
Однако с давних пор считается, что изогнутая полоска - это извив реки, а стрела над ней - угольник, орудие древнего типографа. Изгиб реки как бы напоминает древнерусское изречение, которое гласит: `Книги суть реки, напояющие вселенную`.
Сегодня `Иван Федоров` - издательско-полиграфический холдинг, в который входят издательский дом `П-2`, торговый дом `Медный всадник` и типография `Иван Федоров`. Предприятие сохраняет свои традиции. Если раньше типография являлась `поставщиком Высочайшего двора`, то теперь холдинг - поставщик Администрации Президента РФ.
Российский рынок полиграфических услуг, в отличие, скажем, от рынка пищевой и алкогольной продукции, до сих пор не до конца оправился от последствий экономического кризиса в августе 1998 года. В течение последних 4 лет полиграфический и книгоиздательский бизнес доходным не был.
Обвал отечественных производителей привел к росту экспорта. Сейчас в Россию ежегодно ввозится только книжной продукции на $45 млн. Всего же цветной печатной продукции экспортируется на $500 млн. Это резерв отечественного рынка, которым могут воспользоваться российские предприятия.
Ведущая десятка росийских типографий, в которую входят `Первая образцовая типография` (Москва), Тверской полиграфический комбинат, `Янтарный сказ` (Калининград), `Иван Федоров`, удерживает 60% отечественного рынка. При этом 93% издательско-типографских предприятий страны расположены в Москве и Петербурге.
Полноцветная книжная и альбомная продукция в твердом переплете типографии `Иван Федоров` занимает 18% в сегменте рынка полиграфических услуг РФ. В планах предприятия - увеличить свое присутствие на рынке до 20-35%. Основными направлениями деятельности для реализации этого плана будут реорганизация системы управления, техническое и технологическое переоснащение холдинга.
Объем продаж полиграфических услуг холдинга в месяц (без учета стоимости бумаги) составляет $0,5-1 млн. Капитальные вложения в 2003 г. на предприятии составят 1,5 млн евро. На эти средства будут приобретены машины нового образца. В 2004-м у типографии `Иван Федоров` появится вторая печатная машина `Рапидо` (печать большего формата) стоимостью уже 2 млн евро.
Вся программа модернизации рассчитана на четыре года (2002-2006 гг.), общий объем инвестиций - 10 млн евро.
К сожалению, российские компании не готовы предоставить нормальные кредиты: они по-прежнему короткие (2 года) и дорогие, в отличие от зарубежных. Например, в Финляндии ставки кредитования в полиграфической промышленности составляют 4%, а срок - 8 лет.
Поэтому средства будут изыскивать у зарубежных инвесторов. Президент холдинга Леонид Поздеев готов и к такой форме инвестирования, как продажа части пакета акций иностранным партнерам. При этом максимум, на что он может согласиться, - это лишиться блокирующего пакета (25%), но ни в коем случае не контрольного.
Такой вид вложений в предприятие его прельщает и тем, что сделки подобного рода обычно имеют возможность обратного хода. Через определенный срок `Иван Федоров` сможет вернуть свои акции, хотя и за несколько большую сумму.
Довольно перспективно использование услуг иностранных финансовых корпораций, которые являются сегодня посредниками между зарубежными банками, с которыми многим российским предприятиям до сих пор трудно работать напрямую, и отечественными компаниями. Одним из таких партнеров, возможно, станет ФК Goldex.
|