Как-то незаметно Выборг, и вообще российское северо-западное приграничье, стал настолько часто упоминаться в новостных блоках СМИ регионального и общероссийского уровня, что может сложиться не совсем верное впечатление, что речь идет о городе областного значения.
На самом деле один из древнейших морских форпостов Европы с 700-летней историей и экзотичной средневековой архитектурой с точки зрения `социально-экономического аспекта` - классический малый город России. Численность населения районного центра едва достигает 80 тыс. человек.
Хит нынешнего сезона - летний культурный нон-стоп. Несмотря на возрождающуюся и обновляющуюся (после почти пятилетнего коматозного состояния) экономику Выборга, город наиболее часто упоминается как центр различных громких культурных мероприятий. Как, к примеру, последние постановки Валерия Гергиева в Выборгском замке.
Выборгский феномен может показаться неожиданным лишь непосвященным. Будучи долгое время закрытой пограничной зоной, город сейчас начал реализовывать годами сдерживавшийся потенциал. Избитый газетный штамп `музей под открытым небом` - это про Выборг. Вся его аскетичная красота сформировала утонченные вкусы. Может быть, поэтому Выборг за короткий отрезок времени `родил` множество жизнеспособных фестивалей, в том числе и уникальное `Окно в Европу`.
Сейчас в стране достаточно широко известны два выборгских символа. Во-первых, единственный расположенный на российской территории средневековый замок, который помимо безусловной исторической ценности является перманентной фестивальной площадкой. Сюда на свои ежегодные слеты собираются джазмены, рокеры, исполнители альтернативной и авторской музыки.
Во-вторых, кинофорум `Окно в Европу`, который в августе 2002 года отметил свое десятилетие.
Что означает этот фестиваль для отечественной киноиндустрии? И что - для самого Выборгского муниципального образования? Кинофестиваль был обречен на уникальность, поскольку город подарил ему свой нордический дух, а также деликатного и ненавязчивого зрителя.
Фестиваль, который выпестовали две легенды отечественного кино - Станислав Ростоцкий и Савва Кулиш, впитал благородные состязательные принципы `отцов-основателей`.
Выборгское `Окно в Европу` - это не южный ярмарочный балаган и не заносчивый столичный променад. Он начинает свою работу в день открытия, а последний конкурсный показ заканчивается, как правило, за два часа до прощальной церемонии.
За 10 лет фестиваль обрел стабильность, оброс традициями, стал привычно комфортен не только для завсегдатаев, но и для ежегодно прибывающих неофитов. А для малого города он является своеобразной визитной карточкой, что прекрасно осознают выборгские власти и деловые круги. Культурно-экономические связи города и фестиваля взаимовыгодны.
Выборг уже включил кинофестиваль в список своих главных достопримечательностей, а фестиваль, в свою очередь, распахнул ворота в мир российского кино.
|