Четвертая власть - так определяют значение средств массовой информации. Сегодня они становятся в нашей стране и мощной индустрией, создающей свой потребительский продукт - информационное поле. Формировать единое информационное пространство в Карелии призвана новая структура в правительстве республики - Министерство по делам печати, информатизации и связям с общественностью. О задачах нового министерства рассказывает Игорь Зоточкин, первый министр по делам печати Республики Карелия
- Игорь Юрьевич, до сих пор правительство республики обходилось без Министерства по делам печати. Почему появилась необходимость в его организации, и какие задачи перед вами поставлены?
- Карелия не выступает в создании такого министерства инициатором. В Петербурге и Москве, в Ленинградской области, в Самаре и Чебоксарах аналогичные структуры уже работают.
Основная наша задача - сформировать в республике единое информационное пространство для достоверного освещения работы правительства, создания положительного имиджа республики.
Достоверность - основа информационной безопасности. Нельзя построить здоровое гражданское общество на лжи, люди должны иметь возможность получать правдивую информацию.
- Каковы ваши первые шаги, первые действия в качестве министра? Как планируете строить отношения с редакционными коллективами? Не секрет, что создание нового министерства у кого-то вызывает опасения: не для того ли его организуют, чтобы ограничить свободу прессы?
- Разрабатываем структуру министерства, концепцию его деятельности, подбираем аппарат. Ведь какими бы грандиозными ни были задачи, они ограничены организационными, финансовыми ресурсами. Штат министерства определен в 15 человек. Работа со СМИ - одно из направлений нашей работы, другие - это информатизация, эффективное управление полиграфической базой, поскольку в разных районах республики - 19 типографий.
Особое внимание будет уделено районным СМИ, необходимо провести анализ, наладить с ними взаимодействие идеологическое, информационное. И экономическое, потому что многие из районных редакций находятся в плачевном состоянии.
Необходимо объединить усилия всех структур, а то у нас полиграфической промышленностью занималось Министерство экономики, книгопечатанием и СМИ - Управление по собственности, издательской деятельностью - Комитет по делам национальностей.
Каждый занимался своим кусочком, дошло до того, что часть республиканских газет печатается в Петербурге, одна из газет - в Финляндии. То есть не созданы экономические условия для задействования своих типографий, а им работа тоже нужна.
Что же касается свободы печати, то выборная кампания, которая проходила у нас весной, показала: пишут все, что хотят. Тем более что все издания (я не говорю о государственных) экономически самостоятельны. Сегодня пытаться запретить что-то печатать - занятие бессмысленное. С другой стороны, судебная практика показывает: нередки случаи нарушения закона. Наша задача - оказывать хотя бы консультационную помощь журналистским коллективам. Демократия - это не только права, но и обязанности. Будем готовить предложения по поправкам к законодательству. В последние годы СМИ активно развивались, сегодня это мощнейшая индустрия, а права и ответственность владельцев в законах прописаны недостаточно четко.
- Что особенно важно, на ваш взгляд, в работе со СМИ? Как собираетесь налаживать взаимодействие с журналистами?
- Во-первых, планируем создать при министерстве коллегию, в которую пригласим известных журналистов республики, представителей общественных организаций. Наиболее важные решения, таким образом, будут приниматься коллегиально. Будем проводить семинары по профессиональным вопросам, организовывать учебу журналистов, по возможности командировать на стажировку в Москву, Петербург... Индустрия развивается, но новые яркие имена в журналистике появляются редко.
- Легко заметить, что в республике много изданий, освещающих местные темы, но даже беглого знакомства с некоторыми из них достаточно, чтобы сделать вывод, что их выпуски не подкреплены ни тиражами, ни необходимым объемом рекламы... А как же одинаковые правила игры в ведении издательского бизнеса? Ведь издание, укрывающееся от налогов, находится в заведомо лучших условиях по сравнению с законопослушными СМИ. Каков ваш взгляд на эту проблему?
- Ответ однозначен: это такой же бизнес, как и любой другой, поэтому по налогам, выплате заработной платы, обеспечению социальных гарантий никаких отклонений от законодательства не должно быть. Должны выполняться требования и по аттестации рабочих мест, противопожарным мерам, санитарным нормам...
Будем стараться ставить издания как предприятия в равные условия, хотя это не только наша задача: есть органы, осуществляющие лицензирование, есть налоговая инспекция. К нам, кстати, обращался главный редактор одной из республиканских газет: `Мы платим все налоги, но из-за неравенства условий сложно конкурировать с недобросовестно ведущими дело издательскими предприятиями`.
Конечно, хотелось бы навести порядок. И спекуляция в этом случае на понятии свободы печати неуместна. Есть Трудовой кодекс, есть налоговое законодательство, которые надо выполнять.
- В ведении вашего министерства вопросы налаживания связей с общественностью. При вступлении в должность вы планировали провести анализ эффективности работы пресс-секретарей правительственных структур. К какому выводу пришли?
- Правительство часто упрекают в том, что журналисты не могут получить оперативную информацию, поэтому мы и попытались разобраться в этом вопросе. Статуса пресс-секретаря как такового в большинстве министерств нет, но есть сотрудник, который выполняет массу обязанностей, в том числе и функции пресс-секретаря.
Сейчас в ведомствах проходят сокращения, и у руководителей появляется соблазн сократить этих сотрудников.
Получается двоякая ситуация: сократить пресс-секретаря - значит лишить прессу доступа к информации. С другой стороны, возможна координация их работы. Считаю задачей министерства совместно с руководителями ведомств проанализировать целесообразность работы в их составе пресс-служб. На мой взгляд, пресс-службы нужно сохранить, хотя бы на уровне пресс-секретаря.
|